Школьная дезадаптация — очень распространенное явление среди современных школьников. Большое количество детей испытывает серьезные проблемы с приспособлением к учебному процессу, которые проявляются различным образом. Это оказывает негативное влияние на их успеваемость, интересы и взаимоотношения с педагогами и сверстниками. Часто проявляется это нарушение именно у младших школьников, которые вовремя не смогли адаптироваться к учебной деятельности, хотя и среди подростков довольно распространено.
Школьная дезадаптация — что это, понятие
Школьная дезадаптация — это нарушение в работе механизмов адаптации ребенка к учебному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими. Спровоцировать его могут различные факторы, которые чаще всего идут в совокупности:
- наследственность;
- индивидуальные особенности и новообразования;
- взаимоотношения с семьей или отдельным человеком;
- проблемы в установлении социальных контактов и др.
Школьники, которые входят в группу риска возникновения школьной дезадаптации, испытывают трудности в адаптации, имеют проблемы с усвоением учебного материала и успеваемостью. Их отношения со сверстниками и взрослыми складываются тяжело. А личностное развитие протекает вяло: часто это инфантильные дети, любят лгать, легко попадают под чужое влияние, плохо осознают свое «Я».
Психогенная школьная дезадаптация — это явление, которое может начать развиваться в любой момент обучения. Особенно часто она возникает при переходе из детского сада в школу, а затем — при переходе из начального звена в среднее. Часто провоцируют возникновение нарушения любые личностные конфликты ребенка. Поэтому проблема социальной и школьной дезадаптации долгое время остается актуальной в педагогике и психологии.
Социальная дезадаптация подростков
Процесс социализации – это в введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.
Одни из обязательных условий для формирования личности является взаимодействие с другими субъектами, передающими накопленные знания и жизненный опыт. Это свершается не посредством простого овладения общественными отношениями, а как результат сложного взаимодействия социальных (внешних) и психофизических (внутренних) задатков развития. И представляет собой сплоченность социально-типических черт и индивидуально-значимых качеств. Из этого следует, что личность социально обусловлена, развивается только в процессе жизнедеятельности, в смене детского отношения к окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод, что степень социализации индивида обуславливается множеством компонентов, которые в соединении складывают общую структуру влияния социума на отдельно взятого индивида. А наличие определенных дефектов в каждом из таких компонентов ведет к образованию в личности социальных и психологических качеств, которые способны привести личность в конкретных обстоятельствах к конфликтным ситуациям с социумом.
Под воздействием социально-психологических условий внешней среды и при присутствии внутренних факторов у ребенка появляется дезадаптация, проявляющаяся в виде анормального — девиантного поведения. Социальная дезадаптация подростков зарождается при нарушениях нормальной социализации и характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций подростков, снижением значимости референтного характера и отчуждением, в первую очередь, от воздействия педагогов в школе.
В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации. Первая фаза заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье. Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе. Это толкает подростков на поиск новой, нешкольной среды общения, другого референтного коллектива сверстников, который впоследствии начинает играть ведущую роль в процессе социализации подростков.
Факторы социальной дезадаптации подростков: вытеснение из ситуации роста и развития личности, пренебрежение личностным стремлением к самореализации, самоутверждению общественно приемлемым способом. Последствием дезадаптации будет являться психологическая изоляция в коммуникативной сфере с потерей ощущения принадлежности к свойственной ей культуре, переходом на установки и ценности, доминирующие в микросреде.
Неудовлетворенные потребности могут привести к повышенной социальной активности. А она, в свою очередь, может вылиться в социальном творчестве и это будет позитивным отклонением, или проявится в антиобщественной деятельности. Если она не найдет выхода, то может устремиться на поиски выхода в пристрастии к спиртным напиткам или наркотикам. В самом неблагоприятном развитии – суицидальная попытка.
Сложившаяся социальная, экономическая нестабильность, критическое состояние систем здравоохранения и образования не только не способствует комфортной социализации личности, но и усугубляет процессы дезадаптации подростков, связанные с проблемами в семейном воспитании, которые ведут к еще большим аномалиям в поведенческих реакциях подростков. Поэтому все больше процесс социализации подростков приобретает негативный характер. Усугубляется ситуация духовным прессингом криминального мира и их ценностей, а не гражданских институтов. Разрушение основных институтов социализации приводит к росту преступности среди несовершеннолетних подростков.
Также на резкий рост количества дезадаптированных подростков влияют следующие социальные противоречия: безразличие в средней школе к курению, отсутствие действенного метода борьбы с прогулами, которые сегодня практически стали нормой школьного поведения наряду с длящимся сокращением воспитательной и профилактической работы в государственных организациях и учреждениях, которые занимаются досугом и воспитанием детей; пополнение несовершеннолетних группировок преступников за счет подростков, которые бросили школу и отстают в учебе наряду со снижением социальных взаимосвязей семьи с педагогами. Это облегчает установление контактов подростков с преступными группировками несовершеннолетних, где свободно развивается и приветствуется противоправное и девиантное поведение; кризисные явления в социуме, которые способствуют росту аномалий в социализации подростков наряду с послаблением воспитательного влияния на подростков общественных коллективов, которые должны осуществлять воспитание и общественный контроль за действиями несовершеннолетних.
Следовательно, рост дезадаптации, девиантных поступков, подростковой преступности — это результат глобального социального отчуждения детей и молодежи от общества. А это является следствием нарушения непосредственно процессов социализации, которые стали носить неуправляемый характер, стихийную направленность.
Признаки социальной дезадаптации подростков, связанные с таким институтом социализации как школа:
Первым признаком является неуспеваемость по школьной программе, которая включает в себя: хроническую неуспеваемость, второгодничество, недостаточность и отрывочность усвоенной общеобразовательной информации, т.е. отсутствие системы знаний и навыков в учебе.
Следующий признак – это систематические нарушения эмоционально окрашенного личностного отношения к обучению в целом и некоторым предметам в частности, к педагогам, жизненным перспективам, связанным с обучением. Поведение может быть равнодушно-безучастным, пассивно-негативным, демонстративно-пренебрежительным и др.
Третий признак – регулярно повторяющиеся аномалии поведения в процессе школьного обучения и в школьной среде. Например, пассивно-отказное поведение, неконтактность, полный отказ от школы, устойчивое поведение с нарушением дисциплины, характеризующееся оппозиционно-вызывающими действиями и включающее в себя активное и демонстративное противопоставление своей личности другим ученикам, учителям, пренебрежение к принятым в школе правилам, вандализм в школе.
Подходы к решению проблемы
В настоящее время педагоги совместно с психологами разработали три подхода к понятию школьной и социальной дезадаптации и разрешению этой проблемы:
- Школьную дезадаптацию определяют как психическое расстройство личности, справиться с которым можно только путем психиатрического лечения.
- Школьная дезадаптация рассматривается как педагогическое явление, где основным фактором возникновения является отношение с педагогами (их стиль преподавания и воспитания, манера общения). В этом случае коррекцию нарушения должны проводить именно они.
- Более широкий подход, который рассматривается как социально-психологический процесс формирования и развития конфликта между ребенком и школьными требованиями. В этом случае выходом считается комплексный подход к решению проблемы.
Третий вариант выглядит самым оптимальным и всеобъемлющим по своей логике и обоснованности. Но, несмотря на это, у специалистов до сих пор возникают споры, потому что обширность проблемы не позволяет найти универсальные пути ее решения.
Уровни развития школьной дезадаптации
В процессе развития школьной дезадаптации у ребенка можно выделить и проследить 3 различных уровня.
Педагогический
Если школьник попадает в некомфортную или конфликтную ситуацию, у него возникает ряд физиологических проблем, таких как:
- невозможность длительно сосредоточиться на одной умственной или физической операции;
- раздражительность от громких звуков, вспышек света, резких запахов;
- неусидчивость;
- резкие перепады настроения;
- быстрая утомляемость;
- тяжелое пробуждение и засыпание и др.
Все перечисленные проблемы не имеют постоянного характера, их вызывает только конфликтная ситуация. При ее решении они пропадают, легко корректируются.
Психологический
Если на предыдущем уровне ребенок систематически не получает поддержки и не справляется с возникающими сложностями, то психика начинает защищаться с помощью асоциальных поступков. Ученик отказывается выходить к доске, грубо разговаривает с окружающими, не хочет идти в школу, отказывается от выполнения заданий и требований. Педагоги и родители часто усугубляют ситуацию, когда реагируют на такое поведение криками, ультиматумами, плохими оценками.
Это приводит к тому, что все проблемы, указанные выше, приобретают постоянный характер и становятся еще более выраженными. Плохой сон может перерасти в бессонницу, отказ от обеда или ужина превращается в серьезные пищевые расстройства и т.д. Попытки защититься и отгородиться ото всех ребенок делает теперь и вне школы.
Такое состояние должно корректироваться уже с помощью психолога. Если этого вовремя не происходит, то ученик превращается в «трудного ребенка с асоциальным поведением».
Физиологический
Следующий уровень школьной дезадаптации, который возникает, если ребенок все еще остается один на один с проблемами. Все окружающие теперь испытывают негатив от него: конфликт с одним из учителей перерастает в конфликты со всеми преподавателями. Не понимают школьника не только его собственные родители, но и все взрослые. Навык самоконтроля потерян, ребенок уже даже не пытается себя сдерживать.
Асоциальное поведение накладывает свой отпечаток на здоровье ученика. Он страдает от хронических неврозов, а это оказывает негативное влияние на все системы в организме, вылечить их еще сложнее.
Четких промежутков протекания каждого из уровней не существует, формы школьной дезадаптации индивидуальны для каждого ребенка. Поэтому чем раньше ему будет оказана помощь, тем проще будет справиться с нарушением и не получить осложнений здоровья.
Индивидуальный адаптационный потенциал
Специалисты-психологи исходят из того, что каждый человек имеет определенный адаптационный потенциал, который может снижаться в силу различного негативного воздействия:
- педагогической запущенности;
- конфликтов;
- тяжелого внутрисемейного микроклимата.
Такой потенциал представляет собой набор качеств и черт характера человека, которые помогают человеку успешно интегрироваться в общество других людей. Положительным моментом является то, что дезадаптация в большинстве случаев поддается корректировке и при желании адаптивный потенциал может быть восстановлен.
Вместе с тем адаптивность не остается постоянной и неизменной на протяжении всей жизни человека. Например, дети хуже адаптируются к изменяющимся условиям и при переходе в новый коллектив, их личностные особенности в такой ситуации подвергаются некоторым преобразованиям.
Для предупреждения развития у человека (особенно у детей) состояния дезадаптации необходимо создание условий для гармоничного развития личности.
Подстройка и дезадаптация истероида
Дезадаптация в психологии – это реакция на стрессовую коммуникативную ситуацию. Для того чтобы помочь человеку легче подстроится к новой обстановке и окружению, следует ориентироваться на его тип личности. Для истероида характерны такие черты характера как бесконечный эгоцентризм, желание быть в центре событии и внимания, преувеличение собственной значимости.
Среди всех психотипов расположить к себе истероида проще всего. Для таких людей важна лесть и восхищение, тогда они будут настроены к собеседнику благосклонно. В процессе беседы можно интересоваться их жизнью, здоровьем и делами, что позволит приблизиться к ним.
Большинство детей и подростков в той или иной мере имеют черты истероида, так как они до определенного возраста крайне эгоцентричны, поэтому расположить к себе ребенка на самом деле не так и тяжело.
Лишенный внимания истероид, напротив, испытывает сильный душевный дискомфорт, так как его натура требует признания и восхищения. Также люди такого типа плохо справляются с неопределенностью и длительным ожиданием. От этого они испытывают дистресс и теряют равновесие.
Подстройка и дезадаптация эпилептоида
Отличительными чертами эпилептоида являются исполнительность, бережливость, пунктуальность, надежность. Среди негативных черт такого типа личности можно выделить неумение сочувствовать другим людям, раздражительность при нарушении порядка, желание подчинять себе.
Такие люди теряются в ситуациях когда:
- кто-то не выполняет данное обещание;
- вокруг него творится сумбур и хаос;
- в ходе беседы рассуждают об отвлеченных темах (философии, религии) или событиях отдаленного будущего;
- подвергают сомнению его жизненные установки и принципы.
Эпилептоидам информацию необходимо преподносить в четкой, конкретной и лаконичной форме, избегая при этом жестикуляции и излишней эмоциональности. Для того чтобы расположить к себе такого человека можно использовать технику «зеркало» и ненавязчиво повторять его жесты и принимаемые им позы.
Подстройка и дезадаптация паранойяла
Обычно черты этого психотипа начинают проявляться не в детском, а в старшем подростковом возрасте. Такие ребята отличаются сосредоточенностью на своей цели, могут быть крайне серьезны и озабочены и жаждут достичь желаемого во что бы то ни стало.
Главными чертами характера у паранойялов являются чрезмерная напористость и целеустремленность. При этом негативными сторонами такой личности являются раздражительность, гневливость, склонность к авторитаризму.
Для того чтобы расположить к себе такую личность необходимо разделять с ней цели к которым она так упорно идет. При этом не стоит использовать неприкрытую лесть – в отличие от истероида паранойял расценивает подобные прогибы как способ что-то заполучить от него.
Данный типаж меньше всего подвержен дезадаптации, так как обладает крепкой нервной системой. Именно паранойялы становятся отличными разведчиками, летчиками и спецагентами.
Вызвать дистресс у них может лишь наглядная и аргументированная демонстрация недостижимости цели, вынашиваемой годами.
Подстройка и декомпенсация шизоида
Шизоидов отличают от иных типов оригинальные и специфические взгляды на привычные вещи. Для того чтобы расположить его к себе следует проникнуться этими идеями.
Дезадаптировать таких людей очень просто – достаточно создать вокруг них хаос. Причем если для эпилептоида хаос это нарушение привычного уклада жизни, то шизоида легко вывести из себя перегрузив его сенсорные органы. Для него невыносимы ситуации, в которых он вынужден воспринимать большой объем информации.
Он может утомиться как от общения с большим количеством людей, так и от внешнего неодушевленного раздражителя — жужжащего весь день триммера для покоса травы, громкой музыки, работы бульдозера.
Также такие люди не выносят критики, особенно в резко негативном ключе и, попадая в такие ситуации, уходят в себя. Применение грубого психологического насилия в отношении шизоида с высмеиванием и унижениями может повлечь за собой серьезную реакцию – именно такой типаж людей чаще всего может взять в руки оружие и отомстить обидчику.
Проявление подобной агрессии нередко можно увидеть в поведении подростков, когда нерешенные конфликты они решают радикально (стрельба, поножовщина), что ведет к печальным и непоправимым последствиям.
Подстройка и дезадаптация гипертима
Гипертимы являются самыми располагающими к себе людьми. По натуре своей они весельчаки и не выносят все, что связано с монотонностью и рутиной. В детстве такому ребенку сложно концентрироваться на заданиях требующих длительной сосредоточенности и скрупулезности.
Состояние дистресса или дезадаптации у гипертимов вызывает лишение его общения, которое ему жизненно необходимо, так же как удовлетворение базовых потребностей в еде, питье и сне. Для того чтобы снять стрессы гипертимы чаще других прибегают к искусственным стимуляторам – алкоголю и наркотикам.
В отличие от замыкающегося в себе шизоида гипертим в состоянии дезадаптации будет активно обращаться к окружающим за помощью, ведя себя как ребенок. Для того чтобы преодолеть стресс ему важно восстановить коммуникации и увидеть обратную позитивную реакцию от иных людей.
Подстройка и декомпенсация эмотива
Эмотивы отличаются мягкостью, неконфликтностью и чрезмерной эмоциональностью. Они высокоинтеллигентны и для них важна этика и эстетика в общении – оно должно быть вежливым, культурным и сердечным. Декомпенсацию эмотивных людей может вызвать хамство и грубость, а также темы для разговоров, которые они считают низменными.
Также люди данного типа плохо переносят как физические, так и психологические нагрузки. Большой объем работы, который надо выполнить за короткий срок, способен вызывать у них дезадаптивную реакцию и довести их до нервного срыва.
Подстройка и дезадаптация астеника
Дети-астеники с ранних лет отличаются беспокойным сном и плохим аппетитом. Они не выносят громких звуков, яркого освещения, склонны к уединению, ведь даже небольшое количество людей вокруг них отбирает их энергию. Из-за этого они быстро утомляются и устают, а также часто бывают раздражительны. Вместе с тем астеники незлопамятны, дисциплинированны, скромны, дружелюбны и исполнительны.
Для того чтобы расположить к себе астеника следует проявить к нему ласку и продемонстрировать понимание. Дезадаптируются такие личности при нестабильных жизненных обстоятельствах.
Работа, связанная с переменой мест или большим потоком людей, проходящих через астеника, может надолго вывести его из колеи, именно поэтому чаще всего они подолгу трудятся на одном и том же рабочем месте много лет.
Дети астеники плохо приспосабливаются к новому коллективу, с ранних лет сторонятся шумных развлечений. Такому ребенку комфортно в устойчивой среде, среди близких и хорошо знакомых людей.
Виды школьной дезадаптации
Процесс развития школьной дезадаптации у каждого ребенка индивидуален, поэтому ее вид в чистом виде определить практически невозможно. Почти всегда разновидности могут комбинироваться и создавать целый комплекс отклонений. Наиболее часто встречаются следующие виды:
- Социальная. Включает в себя отрицание принятых в обществе установок, асоциальное поведение, проблемы саморегуляции школьника.
- Психосоциальная. Характеризуется психологическими особенностями личности (в том числе и половозрастными). Чем меньше внимания и индивидуального подхода оказывается ребенку, тем ярче проявляется этот вид дезадаптации.
- Патогенная. Проявляется через нарушения в функционировании головного мозга, психические расстройства, а иногда и фобии, которые имеет ученик.
- Интеллектуальная. Чаще проявляется не в начальной школе, а у более старших ребят. Вызвана пропущенными и не восстановленными пробелами в знаниях, которые оказывают влияние на учебу.
- Эмоциональная. Ее выявляют через повышенный уровень тревожности, чувство страха за успеваемость. При этом возникает этот вид у детей с высокой мотивацией, но низкой самооценкой.
Виды психологической дезадаптации
Дезадаптация в психологии – это нарушения, возникающие в общении с окружающими, которые возникают по причине утраты индивидом гибкости и адаптационных способностей. Такой человек, взрослый или ребенок, становится равнодушным, не проявляет эмпатию (заинтересованность, сопереживание).
По глубине развития процесса дезадаптацию можно разделить на:
- полную – когда происходят серьезные личностные изменения и человек утрачивает интерес к жизни и другим людям. При данной форме у взрослых, а также подростков может развиться какая-либо пагубная зависимость;
- частичную – когда человек временно выпадает из привычной социальной жизни, что, несомненно, сказывается на его адаптивных качествах. Так, например, бывает после болезни, когда детям вновь трудно влиться в свой класс и сразу начать общаться как раньше.
С психологической точки зрения дезадаптация делится на:
- патогенную;
- психосоциальную;
- социальную.
Социальная дезадаптация
Данная форма связана с утратой у детей и подростков связи с иными членами общества. Когда такие дети сталкиваются с необходимостью пребывания в коллективе, их дезадаптация проявляется в асоциальном поведении и неадекватных реакциях на разные события и ситуации.
Родители могут отмечать, что дома ребенок стал тревожным, плаксивым и раздражительным. У некоторых детей из-за адаптационного стресса даже могут наблюдаться нервные тики.
Патогенная дезадаптация
Этот вид дезадаптации развивается у лиц, имеющих психические отклонения. У таких людей невозможность нормально адаптироваться является следствием функционально-органического поражения нервной системы (психопатия, шизофрения).
Как правило, неблагоприятная внешняя обстановка, в которой приходится пребывать такому человеку, провоцирует усиление дезадаптационного расстройства. В этом случае работа психиатра в 1-ю очередь должна быть направлена на корректировку основного заболевания, а затем по мере возможности корректировку дезадаптации.
Психосоциальная дезадаптация
Трудности с адаптацией к тем или иным условиям могут быть связаны и с индивидуальными особенностями личности ребенка. Так, например, при смене учебного заведения дети могут стать более замкнутыми, что вполне естественно, если это явление носит временный характер.
Если же привыкание к новому коллективу затянулось, то дезадаптация может перейти в патогенную форму, что негативно отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка.
В подростковом возрасте у таких ребят может проявляться агрессия, желание все делать наперекор и противопоставлять себя другим. Таких подростков часто причисляют к трудно воспитуемым и требующим обучения по индивидуальному плану или же в специальном заведении.
Также данная форма дезадаптации может носить временный характер в так называемые возрастные кризисные периоды, когда по мере взросления, из-за сложностей идентифицирования себя в этом мире, ребенок может стать частично дезадаптированным.
Причины школьной дезадаптации
Мнения психологов о возможных причинах возникновения школьной дезадаптации разнятся. Одни считают, что единственная проблема школьной дезадаптации — дидактогенные нарушения: противоречие между требованиями образовательной среды и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка. Другие же склоняются, что существует целый ряд предпосылок школьной дезадаптации, которые приводят к возникновению этого явления.
К причинам школьной дезадаптации младших школьников относятся:
- недостаточная подготовленность к школе: нехватка элементарных представлений о мире, уровень развития психомоторных навыков ниже среднего, отчего школьнику тяжело успевать за одноклассниками;
- низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память);
- поведенческие проблемы: школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места;
- влияние родителей: гиперопека, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку, неблагополучные условия и атмосфера в семье;
- влияние со стороны педагога: авторитарность, избыточная требовательность, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;
- социальный аспект: не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе;
- любые психологические нарушения и расстройства (в том числе и наследственные);
- неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности).
Причины социальной дезадаптации
Социальная дезадаптация личности не является врожденным процессом и никогда не возникает спонтанно или неожиданно. Ее образованию предшествует целый поэтапный комплекс отрицательных новообразований личности. Также различают 5 значимых причин, влияющих на возникновение дезадаптационного нарушения. К таким причинам относят: социальные, биологические, психологические, возрастные, социально-экономические.
Сегодня большинство ученых считают первоисточником отклонений в поведении социальные причины. Вследствие неправильного семейного воспитания, нарушения межличностного общения происходит так называемая деформация процессов накапливания общественного опыта. Данная деформация чаще происходит в подростковом и детском возрастах по причине ошибочного воспитания, плохих взаимоотношений с родителями, отсутствия взаимопонимания, травмы психики в детском возрасте.
К биологическим причинам относят врожденную патологию или травму головного мозга, что воздействует на эмоционально-волевую сферу детей. Дети с патологией или перенесенной травмой характеризуются повышенной утомляемостью, затруднением коммуникативных процессов, раздражительностью, неспособностью к длительным и регулярным нагрузкам, неспособностью проявлять волевые усилия. Если такой ребенок растет в неблагополучной семье, то это только усиливает тенденции к девиантному поведению.
Психологические причины возникновения обуславливаются особенностью нервной системы, акцентуациями характера, которые при неблагоприятных обстоятельствах воспитания образуют аномальные черты характера и патологии в поведении (импульсивность, высокая возбудимость, неуравновешенность, безудержность, чрезмерная активность и др.)
Возрастные причины – это характерные возрасту подростка лабильность и возбудимость, ускоряющие образование явлений гедонизма, стремление к праздности и беспечности.
К социально-экономическим причинам относят чрезмерную коммерциализацию общества, небольшой доход семьи, криминализацию социума.
Типы проявления школьной дезадаптации
Существует 5 типов проявления школьной дезадаптации, которые отличаются вызвавшими нарушение причинами.
Когнитивный
Этот тип дезадаптации выражается в неуспеваемости ученика по школьной программе, которая соответствует возрастным особенностям. Она может быть как хронической по всем предметам, так и отрывочной (время от времени). Ребенку сложно успевать за темпом всего класса: он опаздывает на уроки, быстро устает и долго выполняет задания.
Эмоционально-оценочный
Такой тип дезадаптации связывают с эмоционально-личностным отношением ко всему процессу обучения или к отдельным предметам. Ученик бурно проявляет свои эмоции, которые вызваны чувством страха и тревоги по отношению к урокам, педагогам, локациям школы.
Поведенческий
Поведенческий тип дезадаптации характеризуется неспособностью ребенка управлять собственным поведением и слабой саморегуляцией. Он нарушает социальные нормы поведения в школе: агрессивен, вступает в конфликты с окружающими, не хочет идти ни на какие контакты. Мотивация учиться и заниматься другими видами деятельности отсутствует.
Соматический
Еще один тип школьной дезадаптации, который связан с различными отклонениями и проблемами с физическим развитием и здоровьем школьника. Быстрая утомляемость, заболевания внутренних органов и слабый иммунитет негативно влияют на успеваемость и коммуникации ребенка.
Коммуникативный
Этот тип дезадаптации возникает из-за сложностей в общении и установлении контактов со сверстниками и педагогами. Школьник может стесняться, не уметь поддерживать разговор, не знать, как обратиться за помощью. Все это заканчивается неудачами, которые заставляют его замыкаться в себе еще больше.
Особенности психологической дезадаптации
Дезадаптация характеризуется некоторыми психологическими особенностями, с которыми сталкивается индивид, пребывающий в этом состоянии. Эти проявления связаны с тем, что человек по своей сути является социальным существом и при возникновении проблем с адаптацией к окружающим людям он начинает жить в выдуманной им иллюзорной реальности.
Такими особенностями или признаками являются:
- раздражительность – зачастую таким людям (особенно детям и подросткам) сложно понять позицию другого человека, которая вызывает у них лишь только отторжение и гнев;
- агрессивность – связана с негативным мышлением и утратой навыков дружелюбного общения;
- замкнутость(уход в себя) – разрывая отношения с привычным кругом общения, человеку становится сложно выстраивать новые коммуникации, в результате чего он замыкается в себе. Таким путем индивид закрывается от взаимодействия с иными людьми и, по его мнению, ограждает себя от эмоционального дискомфорта, хотя на самом деле его отстраненность тяготит его не меньше, чем боязнь общения;
- социофобия – человеку становится трудно выстраивать социальные связи, в результате чего любой выход в общество становятся для него болезненным. Данное состояние является результатом длительной дезадаптации индивида, когда ему не была своевременно оказана психологическая помощь;
- бойкотирование общепринятых правил – пребывая в дезадаптированном состоянии, человек склонен ставить под сомнение и обесценивать принятые нормы поведения. Ему кажется, что действительность должна измениться, а принимать её такой, какая она есть, он не обязан.
Диагностика школьной дезадаптации
Школьную дезадаптацию на начальном уровне может диагностировать лишь учитель. Для этого требуется оценить уроки в целом, отметить, у кого из детей возникают периодические сложности в усвоении материала, темпе работы, выполнении домашних заданий.
Учитель может заметить у ребенка следующие сигналы дезадаптации:
- быстрое истощение на уроках и снижение работоспособности (ребенок много крутится, не может долго усидеть за партой, зевает, играет со школьными принадлежностями, не может повторить, о чем только что говорилось на уроке);
- повышенная утомляемость (внешний вид: ярко-красные щеки, синева над верхней губой, отказ от игр и общения с одноклассниками, отсутствие инициативы на уроках, агрессия по отношению к сверстникам, ходьба на носочках);
- ошибки в письменных работах (выполнены не по порядку, много помарок и исправлений, не соблюдены правила ведения тетрадей, не вовремя сдаются домашние задания, пропущены буквы в словах);
- повышенная тревожность при хорошей успеваемости (боится ответов у доски, сомневается в своих способностях, реагирует на замечания слезами или агрессией, при ответах теребит одежду, делает много движений руками, часто моргает или облизывает губы).
Если часто начинает проявляться хоть какой-то из признаков, то учитель обязан побеседовать с родителями и подключить школьного психолога.
Дальнейшее обследование выглядит следующим образом:
- Психолог проводит необходимые диагностические методики.
- Собирает и анализирует полученные данные, критерии школьной дезадаптации, при необходимости еще раз беседует с ребенком.
- Школьник проходит обследование у врача.
- Психолог беседует с педагогом, соотнося все результаты с наблюдениями.
- Педагог и психолог доносят всю информацию до родителей.
Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста
Единой методики коррекции школьной дезадаптации у детей школьного возраста не существует. К каждому ребенку должен быть осуществлен индивидуальный подход, т.к. факторы школьной дезадаптации и пути ее коррекции очень разнятся. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи, которая будет рассматривать одновременно медицинский, психологический, педагогический и социальный аспекты.
Основной упор делается на психологическую помощь, поэтому большой пласт работы выполняет именно школьный психолог (при необходимости это может быть частный психолог или психотерапевт). Он подробно исследует основные моменты, связанные с жизнью школьника:
- изучает социальную среду ребенка и условия его развития;
- оценивает психофизическое развитие школьника, учитывает индивидуальные особенности;
- определяет какой характер имеет внутренний конфликт, который и привел к нарушению;
- выявляет факторы, которые приводят к кризисной ситуации и появлению признаков дезадаптации;
- составляет индивидуальный план психолого-педагогической коррекции, доводит его до сведения педагогов и родителей.
Психолог практикует множество способов коррекции, чаще всего это могут быть:
- беседы;
- арт-терапия;
- групповой тренинг;
- ассоциативные методики;
- игровая деятельность, направленная на сплочение классного коллектива;
- упражнения на развитие психических процессов, когда это необходимо.
Учителя тоже активно задействованы в коррекционных мероприятиях для конкретного ребенка. Они создают положительные условия для адаптации ученика: комфортную и доброжелательную атмосферу на уроке, доброжелательный климат в классном коллективе, особое внимание к ребенку.
Родители должны участвовать в жизни ребенка, чтобы повысить шанс положительной динамики в развитии нарушения. Без их поддержки результат может оказаться минимальным. Семья должна выстраивать доверительные отношения с ребенком, подбадривать и помогать ему во всех начинаниях, обязательно хвалить. Все замечания должны быть сведены к минимуму или проговариваться спокойно и аккуратно. У членов семьи должно быть совместное времяпрепровождение, занятие какой-либо общей деятельностью.
Коррекция состояния
Как упоминалось ранее, состояние дезадаптации не является постоянным и из него можно выйти. Для этого необходимо прорабатывать внутренние страхи и тревоги. Как детям, так и взрослым с данной проблемой можно и нужно обращаться к специалистам-психологам.
Действенным методом в борьбе со страхом коммуникации является преодоление себя и принуждение к общению. Это поможет справиться с боязнью людей. Также следует формировать оптимистичное позитивное мышление, которое будет способствовать установлению новых связей и контактов.
Дети и подростки в силу возраста не в силах преодолеть данное состояние самостоятельно, поэтому нуждаются в поддержке и помощи родителей, которые в случае необходимости всегда могут получить конкретные советы у психолога.
Понятие «дезадаптация» в психологии означает неспособность индивида адекватно и безболезненно контактировать с внешним миром.
В наши дни проблема дезадаптации детей и подростков встает порой очень остро, что связано не только с трудностями в построении коммуникации, которые возникали и ранее, но и с негативной стороной развития прогресса, когда у детей с малых лет есть возможность погружаться в виртуальную реальность.
Это способствует еще большему отстранению и закреплению асоциального поведения, когда ребенок, не получивший своевременную психологическую помощь, во взрослой жизни оказывается неспособным решать возникающие проблемы и предпочитает изолированный образ жизни.
Профилактика школьной дезадаптации
Способы профилактики школьной дезадаптации также должны представлять собой комплекс мероприятий. На сегодняшний день он состоит из следующих мер:
- компенсирующие классы;
- специальные методики коррекционного обучения;
- социальные тренинги;
- тренинги совместно с родителями и учениками;
- специальные консультации для родителей.
Главное внимание при профилактике должно быть обращено на успешную адаптацию к школьной среде. Ведь для каждого школьника это большой стрессовый процесс. И родители, и педагоги должны совместными усилиями помочь ребенку его пройти. Результатом должно стать его позитивное отношение к жизни, к учебному процессу, к учителям и одноклассникам. Тогда уроки будут проходить позитивно, с творческим подходом, учебная деятельность будет приносить радость и удовлетворение, а школа перестанет быть проблемой.
Намного легче пройдет процесс адаптации к школе, если между ребенком и родителями установлены доверительные и дружеские отношения. В этом случае любые жизненные трудности будут преодолеваться более успешно, а формы школьной дезадаптации не проявятся.
Факторы, провоцирующие развитие дезадаптации
По мнению психологов, существует несколько значимых причин, имеющих важную роль в формировании расстройства адаптации. Давайте рассмотрим обстоятельства, что провоцируют различные нарушения в поведенческой модели учащихся младших и старших классов:
- Слабый уровень подготовки малыша к незнакомым условиям – в эту группу входят такие факторы, как слабая развитость определенных умений и низкий запас знаний, что приводит к трудностям восприятия поставленных задач.
- Сложности, имеющие связь с управлением поведенческой моделью – неусидчивым детям довольно сложно в течение сорока пяти минут сидеть на одном месте, не говоря ни слова.
- Проблемы, связанные со скоростью школьной программы.
- Социально-психологические факторы, проявляющиеся в виде неспособности построить правильную связь с учителями или одноклассниками.
- Низкая степень развитости функциональных навыков и психических процессов.
Проблемы, связанные с уровнем приспособления к школе, могут быть вызваны дополнительными факторами, имеющими определенную степень влияния на поведенческую модель ребенка. Одним из таких факторов является психологический микроклимат внутри семьи ребенка. Некоторым родителям свойственно чрезмерное проявление эмоций, вызванных неудачами ребенка.
Проявление подобных реакций оставляет негативный отпечаток на не полностью сформировавшейся психике ребенка. Результатом подобной травмы является стеснение собственных проблем и страх, разочаровать отца или мать своей плохой успеваемостью. Таким образом, в сознании малыша появляются негативные установки, связанные со школой, что становится одной из причин возникновения дезадаптации.
Помимо этого, не стоит забывать и о педагогах, которые оказывают определенную степень влияния на детей. Неправильный подход к созданию программы обучения, может стать причиной недопонимания самого процесса, и стать причиной отрицательного поведения учащихся.
У школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость
Социальная дезадаптация – это актуальная проблема, берущая свое начало в детские годы. В пубертатный период, многие дети начинают пытаться демонстрировать свою индивидуальность, при помощи изменения внешнего облика и использования экстравагантной одежды. Негативная реакция педагогов на подобную форму самовыражения, может стать причиной ответной отрицательной реакции. Именно протест против непонимания, может привести к возникновению первых признаков дезадаптации.
Также следует учитывать, что многие дети находятся под сильным влиянием своих ровесников. Этот фактор проявляется особо ярко в пубертатном возрасте. По мнению психологов, подростки относятся к особой группе личностей, что обладают излишней впечатлительностью. Так как дети этого возраста предпочитают общение в небольших компаниях, мнение друзей становится одним из авторитетных. Если большинство детей, входящих в компанию, решат выразить протест процессу получения знаний, существует высокая вероятность присоединения ребенка к этому протесту. Данная ситуация чаще всего наблюдается среди лиц, придерживающихся конформизма.
Знание причин подобного поведения позволяет своевременно выявить наличие проблемы и устранить её. Дети младшего школьного возраста часто говорят своим родителям о неимении желания посетить уроки. В этот момент наблюдается снижение трудоспособности и отрицательное отношение к педагогическому составу. Также следует обратить внимание, что феномен дезадаптации может не отразиться на уровне освоении знаний или на поведенческой модели. В этой ситуации, выраженность проблемы может иметь характер психогенных расстройств либо субъективных переживаний. Таким образом, реакция на стрессовые факторы может выражаться в виде многократных перепадов настроения, беспричинной агрессивности, конфликтности, негативизма и потери интереса к приобретению важных навыков.
Также следует учитывать некоторые свойства в процессе образования детей, относящихся к младшей возрастной группе. Такие ученики легче справляются с предметной частью школьной программы. Лишь благодаря опыту и знаниям педагога, процесс приобретения социальных навыков становится более успешным. Мотивационно-потребностная часть образовательного процесса усваивается в скрытой форме. Ребенок постепенно осваивает правила социальной поведенческой модели. Несмотря на усвоение этих знаний, дети остаются зависимыми от взрослых, поскольку не умеют правильно использовать полученные навыки.
Отставание от одноклассников и трудности в освоении учебного материала появляются при нарушении процесса формирования определенных навыков. Помимо этого, трудности, связанные с использованием приемов для освоения сложного материала, становятся причиной отсутствия необходимого результата.
Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов
По мнению исследователей, ученики первого класса часто демонстрируют свое негативное отношение к процессу обучения. В этом случае оно приобретает дошкольный характер. Это означает, что на первый план выходят внешние обстоятельства, связанные с психологической обстановкой, а не сама учебная деятельность. Эта форма школьной дезадаптации возникает на почве невнимательного отношения родителей к собственному ребенку. Неготовность к обучению проявляется в виде отсутствия дисциплины, при учете того факта, что ребенок может демонстрировать высокие познавательные способности.
Также существует вид дезадаптации, проявляющийся в виде отсутствия умения контролировать собственное поведение и степень концентрации внимания. Недостаток приспосабливаемости к измененным условиям и проблемы с принятием новых правил, свидетельствуют о неправильном подходе к воспитательному процессу. В данном случае, увеличивается вероятность обострения определенных особенностей психики. Среди них следует выделить повышенное психомоторное возбуждение, которое оказывает негативное влияние на уровень концентрации и провоцирует возникновение эмоциональной лабильности.
Неправильный подход к воспитательному процессу может привести к полному отсутствию границ, которые должны стать инструментами контроля поведения ребенка. Таким образом, контролировать поведение малыша можно только при помощи внешнего воздействия. Чаще всего подобные семьи, предоставляют своим детям полную свободу, что превращается в безнадзорность. Своеобразный «культ ребенка» подразумевает отсутствие ограничения свободы и вседозволенность.
Значительно реже, школьная дезадаптация детей является признаком неумения подстраиваться под изменения жизненного ритма. Такая форма нарушений наблюдается у малышей с ослабленной иммунной системой и наличием задержек в физическом развитии. Нарушения в работе нервной системы в сочетании с дисфункцией анализаторов приводят к возникновению трудностей в процессе обучения. Чаще всего эта форма дезадаптации возникает на почве неправильного отношения к потребностям и особенностям личности малыша.