Россия, Волгоград, Авиаторская улица
Телефон:
+7 (937) 736-19- Показать номер
Пн-пт: 09:00—19:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Девиантное поведение детей и подростков — что это такое ?

Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно в подростковом возрасте у многих начинают проявляться отклонения в поведении. Некоторые из форм девиантного поведения являются общественно опасными деяниями, то есть преступлениями. А понимание причин поведения, которое отклоняется от общепринятых норм, знания о его профилактике помогают вовремя распознать проявления девиаций и снизить уровень подростковой преступности.
Поэтому сейчас мы попробуем разобраться, что значит девиантное поведение, каковы причины его возникновения и что делать, если вы всё-таки с ним столкнулись?

Ребенок

Что такое девиантное поведение ?

В социологии девиация описывает действие или поведение, которое нарушает социальные нормы, в том числе официально принятые правила (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм (например, отказ от общественных ценностей).

Девиация от лат. deviatio — отклонение.

Девиант — это человек, поведение которого большинство людей считают не нормальным или аморальным.

Девиантность / девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее доминирующим нормам общества. Изучением этой проблемы занимается наука девиантология .

Вы когда-нибудь сталкивались с детьми / подростками, действия которых не могут контролировать ни родители, ни представители правопорядка? Бродяжничество, мелкое (а порой и крупное) воровство, алкоголизм, этот ряд примеров можно продолжать долго. Несформировавшийся характер именно таким громким способом пытается продемонстрировать свои амбиции, взгляды на окружающий мир, желания.

Возможно, это прозвучит странно, но это своеобразный крик маленького существа, брошенного наедине с его проблемами, «ущемленными» интересами, обидами.

Девиантное поведение подростков является острой социальной проблемой. Форма его проявления может быть самой разной, в зависимости от возраста и повлиявших факторов.

Признаки

Агрессивное поведение — признак развивающейся девиантности

Важно знать, о существовании характеристики отклонений для определенного возрастного периода. Так будет проще выявить возможное развитие девиантного поведения:

  • до семи лет нестандартными является нервозность, раздражительность, проблема неуспеваемости, непротиворечивость, агрессивное поведение, иногда тревожным симптомом становится неуверенность в себе и боязливость;
  • от семи до десяти лет — хамский характер, конфликтность, скованность, потеря аппетита;
  • детки старше десяти лет – хулиганство, бродяжничество, воровство.

Согласно статистике преступность чаще встречается у людей от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для возрастного периода от тринадцати до шестнадцати лет.

Дети считают целью своей жизни достижение материальных благ, причем они не задумывается о том, какой ценой за это нужно платить. В последнее время снижается желание учиться или работать, возрастает уровень подростковой преступности. Молодежь пытается самоутвердиться, привлечь к себе внимание сверстников. Девиантное поведение нередко приводит к нервным срывам, может включать склонность к суициду.

Если ребенок физически недоразвит, имеет избыточную массу тела или наоборот слишком худой, он слышит в свою сторону насмешки окружающих, высмеивание сверстников. Дошкольники наиболее склонны к развитию стресса, их психика неустойчива.

  1. Ребенок попытается влиться в коллектив, совершая неоправданные поступки, в том числе и рискованные, проявляет агрессию к окружающим, может начать убегать из дома, со временем будет прогуливать школу.
  2. Подросткам свойственно проявление неустойчивого настроения, выражение агрессии, упрямства.

Давайте рассмотрим, как может проявляться девиантное поведение при различных видах.

  1. Гиперкинетическое расстройство. Характерно умственное напряжение, отсутствие усидчивости, безрассудство, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность. Такие дети часто получают дисциплинарные взыскание и попадают в несчастные случаи.
  2. Делинквентное поведение. Подросток угоняет автотранспорт, занимается мошенничеством, кражами.
  3. Отклонения наблюдаются дома, ограничивается семейными отношениями. Ребенок грубит родителям, ворует вещи, может поджечь дом.
  4. Социализированное расстройство. Встречается у достаточно общительных подростков, имеющих асоциальное поведение. Подросток может вступить в плохую компанию, уйти из дома, начнет заниматься вымогательством. Если имеет место психическое расстройство, проявятся перепады настроения, агрессивного с депрессивным.
  5. Интимный. Расстройства могут возникать из-за ускоренного или замедленного полового созревания, что будет проявляться эксгибиционизмом, манипуляцией с чужими половыми органами, подростковым гомосексуализмом.
Психологи без галстуков. Трудные подростки. Девиантное поведение.Психологи без галстуков. Трудные подростки. Девиантное поведение.

Психология девиантного поведения

Есть много разных теорий о том, что заставляет человека вести себя по-разному, в их числе биологические, социологические и психологические объяснения.

  1. Согласно социологической теории подобный образ действий возникает в результате неудачного опыта социализации. Это крайне негативно сказывается на личности.
  2. В основе биологических теорий лежит предположение, что некоторые люди рождены с изъянами, обуславливающими их асоциальное поведение.
  3. Меж тем психологическая наука использует совсем другой подход.

Все психологические подходы к девиации имеют несколько важных общих черт.

  • Во-первых, индивид принимается за первичную единицу анализа. Это означает, что психологи считают, что люди несут полную ответственность за свои преступные или девиантные действия.
  • Во-вторых, каждая личность влияет на действия других людей, являясь основным мотивационным элементом.
  • В-третьих, преступники и нарушители спокойствия считаются страдающими от недостатка внимания, что означает, что преступления являются результатом ненормальных, дисфункциональных или неадекватных психических процессов внутри личности.
  • В конце концов, эти дефектные или ненормальные психические процессы могут быть вызваны различными причинами, в том числе больным умом, неправильным обучением или воспитанием, отсутствием подходящих образцов для подражания или сильным присутствием и влиянием неподходящих моделей.

Основываясь на этих допущениях, психологические объяснения девиантноости опираются на три основные теории: психоаналитическую, когнитивного развития и теорию обучения.

Психоаналитическая теория

Разработана Зигмундом Фрейдом, утверждавшим, что у всех людей есть естественные побуждения и побуждения, которые подавляются бессознательно. Кроме того, у всех людей есть криминальные тенденции, однако они сдерживаются процессом социализации.

У ребенка, который не был должным образом социализирован, может развиться расстройство личности, пробудив антисоциальный импульс, который может управлять им как внутри, так и снаружи. Тот, кто направляет его внутрь, становится невротиком, а тот, кто направляет его наружу, становится преступником.

Теория когнитивного развития

Согласно теории когнитивного развития, причиной преступного и девиантного действия может стать то, что человек думает о законе и как нему относится. Лоуренс Колберг, психолог развития, предположил, что существует три уровня моральных рассуждений.

  1. Первый этап (предусловный) проходится в середине детства, когда моральные рассуждения, основанные на послушании и избегании наказания.
  2. Второй этап называется условным уровнем и проходится в подростковом возрасте. В этот период моральные рассуждения основаны на ожиданиях, которые на ребенка возлагает семья и другие значимые для него взрослые.
  3. Третий уровень морального мышления (пост-общепринятый) достигается в юношеском возрасте, когда люди могут выйти за рамки социальных условностей. То есть они ценят законы общества.

Люди, которые застряли в своем моральном развитии, не могут пройти через эти фазы и в результате становятся извращенцами или преступниками.

Теория обучения

Теория обучения основана на принципах поведенческой психологии, гипотезы о том, что поведение человека формируется на последствиях или вознаграждениях. Иными словами, люди учатся отклоняющимся от нормальных и преступным действиям у других людей, наблюдая получаемую выгоду или последствия их действий.

Например, человек может наблюдать за своим знакомым, спрятавшим и не оплатившем на кассе какой-то предмет: будет друг наказан за свои действия или вознаграждён, безнаказанно завладев украденным? Люди более склонны к краже, когда уверены в своей безнаказанности, в том числе видя безнаказанность других.

Согласно этой теории негативное поведение может быть устранено путем лишения награды и последовательным наказанием за проступки.

Вебинар «Психология девиантного поведения подростков»

Виды девиантного поведения

Трудности, возникающие во время адаптации человека к современной непростой экономической ситуации, создают негатив в межличностных связях, непонимание между поколениями. Начинают утрачиваться сложившиеся традиции. Такие действия, находящиеся на грани нормы и болезни, должны оцениваться не только педагогами, но и врачами.

  1. Делинквентное поведение – проявляется в противоправных действиях, наносящих вред, как отдельным людям, так и в целом, обществу. Самый простой пример: дети соревнуются в меткости, бросая предметы из окна в прохожих.
  2. Аддиктивный вид – стремление уйти от реальности изменив психологическое состояние с помощью каких-либо веществ или определенного вида деятельности, с целью развития и поддержания более интенсивных эмоций. Жизнь представляется серой, однообразной. Присутствует скрытый комплекс неполноценности, тревожность, стремление обманывать, обвинять во всем других.
  3. Патохарактерологический вид – это так называемое расстройство личности: желание доминировать и властвовать, слишком высокий уровень притязаний, обидчивость, упрямство, нетерпимость к противодействию, поиск любых поводов для разрядки аффективного поведения, самовзвинчивание.
  4. Психопатологический вид – проявление психологических заболеваний и расстройств. Агрессия направляется на себя, происходит саморазрушение личности (склонность к суициду, алкоголизм, наркозависимость и т. д.).
  5. Последний вид основан на гиперспособностях – возможности такого человека значительно превышают среднестатистические. В данном случае обладатель либо направляет их на саморазвитие, либо на преступную деятельность.

Очень часто понятия девиантного и делинквентного поведения путают. Однако между ними есть разница. В первом случае не соблюдаются социальные и культурные нормы, а во втором же преступается закон.

Опасность девиантного поведения у детей и подростков

Само понятие девиантное поведение подразумевает под собой различные асоциальные явления, то есть те, которые нарушают принятые в социуме нормы, правила и ценности. Это приводит к тому, что подросток с девиантным поведением становится опасным для общества:

  • во-первых, некоторые из видов девиантного поведения (а именно делинквентное поведение) являются преступлениями, то есть общественно-опасными деяниями, которые несут угрозу жизни, здоровью, а также материальному благополучию окружающих;
  • во-вторых, антиморальное поведение может вызывать резко негативную реакцию у окружающих и провоцировать проявление делинквентного поведения;
  • в-третьих, такая форма девиаций, как аддиктивное поведение, включающее в себя наркоманию и алкоголизм, приводит к тому, что подросток наносит вред своему здоровью и подвергает свою жизнь опасности;
  • в-четвертых, такая форма девиантного поведения, как суицид, несёт в себе прямую угрозу жизни подростка. Даже если самоубийство не было доведено до конца, это может нанести серьёзный вред здоровью, как физическому, так и психическому.

Распространенные формы девиантного поведения подростков

Диапазон отклоняющегося поведения велик. Все эти формы правонарушений могут иметь место во всех возрастных группах, но особенно распространены в подростковом возрасте.

Протестное

Протестное поведение подростков – это отказ от общения, посещения школы, совместных игр при отрыве от привычной обстановки.

Подобное можно наблюдать у инфантильных подростков. Возникает психологически трудная ситуация, а он не может с ней справиться. Каков будет протест, зависит от личностных особенностей. Легко возбудимые, склонные к упрямству тинейджеры могут выразить свой протест в грубости, агрессии.

Причиной возникновения протестного поведения у подростков многие ученые считают проблемы в семье. Если родители пускают процесс воспитания на самотек, создают конфликтную ситуацию, не контролируют ребенка, ослабевает и социальный контроль – появляется отклонение в действиях и поступках, личность становится не способной к самоограничению.

Ослабленные связи «ребенок – семья» и «ребенок – школа» являются причиной сближения ребенка с группами сверстников, ориентированных на девиантное поведение.

Одной из причин может служить и экономическая ситуация в стране, где происходит расслоение общества. Многие не могут удовлетворить свои потребности (получить престижное образование, жить достойно). Начинают меняться и ценностные ориентации.

Имитационное

Имитация – это стремление подражать кому-либо.

В детстве ребенок подражает взрослым. Подростки тоже очень часто выбирают себе супер-героя и стараются ему во всем подражать. Хорошо, если этот супер-герой будет положительным, а если нет?

Но большие проблемы ждут родителей, когда своим кумиром подросток выбирает взрослого с отрицательными наклонностями. И подражать такому взрослому могут не только ребята из неблагополучной семьи. Тинейджеру очень лестно, что его взрослый кумир обращается с ним как с равным. Со временем такой кумир может начать склонять подростка к различным противоправным действиям. Он еще не знает, какая мера наказания его может ожидать, не боится последствий за нарушение. И даже если пребывание в подобной группе будет не долгим, все равно оно отложит определенный отпечаток. Ранее послушный ребенок может вдруг начать не подчиняться родителям, перестать посещать школу. Там ему становится неинтересно, ведь теперь у него началась новая взрослая жизнь.

Компенсационное и гиперкомпенсационное

Обычно такое поведение наблюдается у подростков, которые хотят компенсировать свою слабость в какой-либо области.

Например, свои неуспехи в школьных дисциплинах старается компенсировать, став заводилой. Подросток, над которым издевался весь класс, посещает тренировки в какой-либо секции и впоследствии старается «восстановить справедливость» с помощью кулаков. Все это вызывает негативное к нему отношение со стороны школы, родительского комитета, родителей обиженных и т.д.

Эмансипационное

Это стремление подростков освободится от контроля взрослых, стремление к самостоятельности, желание делать наперекор, отрицательное отношение к критике в свой адрес.

Следует знать, что чрезмерная опека, одергивание по мелочам, постоянный контроль приводят к эмансипационному поведению. Оно чаще всего наблюдается у молодёжи с быстро возбудимой психикой. У них возникает желание покинуть стены родного дома и переселиться жить отдельно, или появляются склонности к бродяжничеству.

Группирование

Реакция группирования похожа на имитационное поведение, но здесь нет лидера – взрослого. Обычно им становится кто-то из группировки, если он старше сверстников, у него есть опыт в употреблении спиртного или криминальное прошлое.

Члены группировки чаще всего начинают заниматься физической подготовкой. Такие «банды» могут совершать и противоправные действия. Группа может быть однополой, но сюда могут вовлекаться и девочки. Может возникнуть и группировка несовершеннолетних, объединенных общими интересами, хобби. Но чаще всего, все-таки, подростки больше поддаются плохому влиянию.

Делинквентное

Делинквентным называют такое поведение подростков, когда они регулярно совершают мелкие правонарушения и поступки, которые не подлежат уголовной ответственности.

Это может быть мелкое хулиганство или мошенничество, домашние «кражи», вызывающие действия в общественных местах и т. д. Как правило, такие правонарушения подростки совершают из-за озорства, бравады перед сверстниками и любопытства. Преобладающий мотив делинквентного поведения несовершеннолетних – желание самоутвердиться, нередко оно реализуется через насилие.

Бродяжническое

Причина ухода ребенка из дома может быть мотивированной или немотивированной.

Мотивированный уход возникает по вполне понятным причинам. Это реакция вполне адекватных детей на психологическую травму, конфликт, неблагополучную обстановку в семье.

Имеет место и непонимание между родителями и детьми. Многие родители просто не желают видеть изменения в ребенке, понять их. Стремятся подчинить их своей воле. Это может привести к изменениям в психике ребенка, в его действиях и поступках. Подростки перестают контролировать себя. Это ведет к конфликтам.

Немотивированное бродяжничество возникает значительно реже. Всего в 36% случаев. Дети и сами не могут объяснить, почему они покинули дом. Такой уход из дома может возникнуть импульсивно и стать неодолимым влечением.

Условно можно всех подростков, склонных к бродяжничеству, разделить на 3 группы:

  • 1 группа – они меньше месяца находятся на улице, не теряют надежду вернуться в семью.
  • 2 группа – бродяжничающие более месяца и до года. Приобрели негативный опыт (алкоголь, наркомания, сексуальные связи).
  • 3 группа – бродяжничающие более года. У них уже есть и противоправный опыт.

Суицидальное

Суицид – попытка самоубийства или намеренное лишение себя жизни.

Попытки суицида наиболее часто можно наблюдать в период экономических кризисов. Причиной суицида в подростковом возрасте могут послужить: конфликты с родителями, проблемы в школе, кризис во взаимоотношениях с друзьями, употребление наркотиков или алкоголя, отвергнутая любовь. Совершая самоубийство, подросток хочет оказать влияние на других.

Подростковые попытки к суициду можно объяснить отсутствием жизненного опыта, потерей или не приобретением жизненных ориентиров.

Здесь необходима профилактическая работа:

  • возрождение нравственности и духовности,
  • своевременное снятие стрессов,
  • переориентировка ценностей.

Раннее сексуальное

В последнее время можно наблюдать, что несовершеннолетние очень рано начинают вести половую жизнь. Это вызывает определенное опасение. Если у подростка легкоранимая психика, а он столкнется с «грубым сексом» это может нанести ему моральную травму.

Склонны к ранней половой жизни подростки с гипертимными чертами личности. У них нарушения наблюдаются в связи с ограничением свободы. Они благодушны, конфликтные ситуации вызывают у них реакцию протеста. Им свойственна реакция группирования. У таких подростков стирается грань между дозволенным и недозволенным.

Все проблемы, возникшие у подростка нельзя решить в один момент. Здесь нужно время и терпение. Нужно учиться любить друг друга, уметь договариваться. Разрешение проблем зависит от того, знает ли взрослый пути их решения. Если выход из создавшейся ситуации будет найден – это половина успеха.

Отклоняющееся поведение можно и нужно своевременно корректировать. Родители должны внимательно наблюдать за своим ребенком, обращать внимание на изменения в характере, вызывать детей на общение, пытаться стать другом и советчиком.

Коккозева К.Ш., к.п.н. (Ph.D.), доцент,
ВКГУ им. С. Аманжолова
Психологические особенности детей с девиантным поведением

В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома.

Такие отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, непра­вильным, искривленным, испорченным, деликвентным поведением [1]. Все эти названия говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющимся.

Девиантное (от англ. deviation — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаше всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами [2]. Девиантное поведение — обычные трудности развития ребенка.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, сни­жению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень сущест­венно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, одним из проявлений психической активности которого будут аффекты.

Аффекты (от лат.— сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение [3]. В состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными, иногда истерическими или истероидными.

Аффективные (аффектные) дети самые трудные для коррекции, так как моментально вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают учителей возможности работать с ними. Учитель пытается скорее прекратить начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ребенка. Дети понимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять своей склонностью к истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих целей. Дети с сильно развитым аффективным поведением не могут обучаться в обычных классах [4].

Главный способ преодоления аффективного поведения — индивидуальный подход, предполагающий умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого ученика; в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение школьника, поощряя положительные поступки, учитель может рассчитывать на успех.

Синдром аффективной возбудимости у детей, страдающих олигофренией, описан в числе основных клинических вариантов нарушения поведения в этом возрасте [5]. Аффективная возбудимость при психопатиях и акцентуациях характера рассматривается как одно из наиболее типичных проявлений этих аномалий развития. [6]. Основным критерием отнесения ребенка к группе аффективно возбудимых служит преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчато­сти, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дра­кам, нередкой неуправляемости поведения в состоянии аффективных вспышек. Обусловленные повышенной аффективной возбудимостью, грубые нарушения дисциплины. Взыскания, ограничения и запреты, исходящие от воспитателей и педагогов, вызывали у этих детей еще более резкое агрессивное противодействие. Таким образом, формировался ситуационный порочный круг, усиливающий дезадаптацию этих детей [7].

Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, о которых мы говорили, то такие дети, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выполняют учебных заданий, вступают в конфликты с товарищами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега­ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.

Несмотря на то, что интеллект у таких детей не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле­вать препятствий.

В коррекционно-психологической работе с такими детьми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят начатой работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, самое главное при обучении — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно давать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.

Важен также контакт с врачом-психоневрологом для использования в случае необходимости лечебных мероп­риятий.

Исследователи также выделяют группу детей с так называемой конституциональной психопатией. Этиологи­ческим фактором этой психопатии является патологическая наследственность. Так, в семьях, где имеются случаи эпилепсии, встречаются психопатические личности с эпилептоидными чертами характера. Основные особенности данной группы — вязкость и тугоподвижность эмоциональных проявлений.

Патологические черты характера у этих детей формируются постепенно и возникают лишь на определенных этапах развития. Своевременное коррекционно-педагогическое воздействие может значительно смягчить особенности характера детей с эпилептоидной психопатией. И чем раньше будет начата коррекционно-воспитательная работа, тем большего эффекта можно добиться. Главным в этой коррекционно-воспитательной работе должно быть стремление преодолеть имеющуюся у этих детей склонность к «застреванию» на своих переживаниях [8]. Для этого нужно включать их в различные виды деятельности и оказывать необходимую помощь в процессе ее выполне­ния.

Недоверчивость и раздражительность, повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враждебного отношения не только к товарищам, но и к педагогу. Поэтому очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.

Для детей с истерической психопатией наиболее характерен эгоцентризм. Они склонны к хвастовству и приукра­шиванию своих качеств, стремятся выставить свою лич­ность на первый план. Эти качества обычно сочетаются с повышенной внушаемостью, нестойкостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью настроения. Уже в дошкольном возрасте дети с истерическими чертами конфликтуют со сверстниками, капризничают, они раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям — бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески стара­ясь настоять на своем. В школьном возрасте к проявлениям эгоцентризма у этих детей присоединяется неусидчи­вость в работе, неумение доводить начатое дело до конца.

Для истеричных детей очень полезно пребывание в детском коллективе, поскольку в ходе игры со сверстниками им приходится подавлять свои эгоистические тен­денции. Коррекционно-воспитательную работу необходимо строить с учетом их полноценного интеллекта и положительных качеств личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить его склонности и способности, поддерживать их и на этой основе строить работу по перевоспитанию личности ребенка. Необходимо помочь такому ребенку, опираясь на его положительные черты, занять определенное положение в детском коллективе, сформировать положительное отношение к нему со стороны товарищей.

Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми, как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.

Основные требования к родителям выдвигает психолог В.И. Гарбузов такие [9]:

— не изнеживать ребенка;

— не воевать с ребенком;

— не капитулировать перед ребенком.

Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.

В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говорится, что аффекты могут легко возникнуть у маленьких детей вследствие неудовлетворения потребностей ребенка или любого конфликта.

В результате неправильного воспитания склонность к аффектам может занять в жизни ребенка значительное место и неблагоприятно повлиять на развитие характера. При изучении эмоциональных явле­ний психологи разделяют их в зависи­мости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности [10]. К первой группе относятся настроения — более или менее дли­тельные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй — чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма.

Итак, в ходе нашего исследования мы выяснили, что причиной детского непослушания является несовпадение между детским «хочется» и взрослым «нужно». Это заставляет педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления.

Главный способ преодоления аффективного поведения — ин­дивидуальный подход. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нрав­ственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.

Литература

1. Воспитание трудного ребенка/ под ред. Рожкова М.И.. — М., 2003.

2. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /под ред. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.И.- М., 1990г.

3. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. — М., 1998.

4. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной педагогики, М., 2002г.

5. Коррекционная педагогика в начальном образовании/ под ред. Кумариной Г.Ф. — М., 2002.

6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.

7. Крушельницкая А.В., Третьяковка Т.В. Детки с характером//Семья и школа-2000, №2. — стр. 11-13.

8. Немов Р.С. Психология. Т. 2. – М., 2000.

9. Гарбузов В.И. Нервные дети. — М., 1990.

10. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Просвещение, 1979.

Примеры девиантного поведения в школе

Обратим внимание на наиболее распространенные формы отклоняющегося поведения учеников по отношению к одноклассникам. Это может выражаться в запугивании, угрозах, травле, унижениях, провокационных действиях, драках, отбирании вещей. Всё это «незначительное насилие», которое может, однако, в любой момент перерасти в очень опасную ситуацию.
В качестве иллюстрируемого примера предположим, что ученика, имеющего проблемы с самооценкой и уверенностью в себе из-за избыточного веса или проблем с внешностью, дразнят в течение длительного периода времени. Такие действия сверстников не является нарушением закона, но могут очень негативно сказаться на школьнике, которого выбрали в качестве жертвы. Этот пример очень хорошо показывает, что отклоняющее поведение может иметь разное значение в глазах очевидцев и участников события.

Для большинства школьников передразнивания – это обычное явление, но оно может иметь серьезные последствия, и взрослые должны помнить об этом. На практике же в большинстве случаев такие действия воспринимаются как безвредные и не осуждаются. Учитель обязан обращать на это внимание и принимать меры.

Причины девиантности

Большое значение в развитии девиантности имеют социальные факторы, проблемы в семье

Девиантное поведение подростков и детей может развиваться при наличии определенных факторов. Различают четыре основных группы причины возникновения девиации у подростков: медико-биологические, психологические, социальные и педагогические факторы.

  1. Психологические факторы в себя включают то, что у малыша в раннем детстве могут возникать приступы неконтролируемого гнева, ребенок начнет брыкаться, визжать, ругаться или кричать. Важно вовремя обратить внимание на проблемы с психикой ребенка, чтобы своевременно их купировать. Отсутствие надлежащей терапии приводит к развитию девиаций.
  2. Педагогические факторы. Случаи, когда родители стараются привить ребенку правильную модель поведения, а сами показывают плохой пример. Сюда относятся и ошибки в воспитании. Когда мама с папой не умеют правильно аргументировать свои запреты, часто ими злоупотребляют, не способны привить ребенку дисциплину, не умеет устанавливать жесткие рамки поведения.
  3. К медико-биологическим причинам относятся: врожденные, приобретенные и наследственные. Врожденные зарождаются во внутриутробном развитии, в частности, при наличии инфекций, токсикоза, как последствие интоксикации медикаментами, результат несбалансированного питания, неправильного образа жизни у беременной женщины. Приобретенные напрямую связаны с образом жизни ребенка, например, могут быть последствиями черепно-мозговой травмы. Наследственные причины развиваются из-за нарушений в генетическом материале, а именно: поражение хромосом и генов, мутации, обменные дефекты. Вследствие этого происходит нарушение в структурах головного мозга, что ведет за собой возникновение телесных пороков, проблем со зрением, недостаточностью умственного развития, нарушениям со стороны нервной системы.
  4. Социальные факторы. Девиантное поведение школьников может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье. Риск развития девиации значительно повышается в таких случаях:
  • недопонимания, частые конфликты, разные взгляды на жизнь;
  • наличие неполной семьи, отсутствие второго родителя;
  • паразитический образ жизни, совершение противозаконных действий — асоциальное поведение в семье;
  • алкоголизм одного из родителей или обоих.

Причины отклоняющегося поведения

Окончательное формирование и становление характера индивидуума происходит в подростковом возрасте. Внешне этот процесс оформляется в том или ином поведении ребенка. Замеченные отклонения от социальных норм могут указывать на искажение процесса становления характера вследствие воздействия различных факторов. В этой связи возник термин «трудный подросток» и понятие девиантного поведения.

В подростковом возрасте дети чрезвычайно восприимчивы к мнению друзей, фильмам, рекламным роликам и т. п. Эта особенность ведет к усугублению ситуации еще больше, если несовершеннолетний живет в условиях неблагополучной семьи, в так называемых условиях «повышенного риска»:

  • семья с одним родителем;
  • хронически конфликтная семья — у родителей отсутствует взаимоподдержка, часты непонимание и конфликтные ситуации в семье;
  • асоциальная семья – члены семьи находятся в конфликте с законом, ведут ненормальный с точки зрения норм общества и права образ жизни;
  • формальная семья – отношения не выстроены на долгосрочную перспективу, не налажена система общих семейных целей, родители живут вместе только из некоторых меркантильных интересов;
  • семья алкоголиков или наркоманов – один или все члены семьи постоянно употребляют психоактивные вещества;
  • безучастная семья – семья, в которой не организованы условия для гармоничного развития личности;
  • семья с душевнобольными родственниками.

Причины, порождающие различные отклонения от нормы, могут быть самыми разнообразными. Приведем важнейшие из них.

  1. Изобилие поступающей отовсюду «плохой» информации. То есть, фильмы, где основной сюжет построен на агрессии, насилии, асоциальном образе героев; Интернет, где есть возможность почерпнуть множество информации, не предназначенной для детей и подростков; семья и сверстники, которые могут научить приемам и мотивации противоправных поступков и др.
  2. Причины социального характера и недостаточности государственной поддержки – невозможность найти работу, нехватка средств на продолжение образования, отсутствие полезного досуга и т. п.
  3. Жизнь в неблагополучной семье.
  4. Физические и психические аномалии в развитии подростка.
  5. Влияние друзей и окружения.
  6. Применение психоактивных веществ.
  7. Генетические и наследственные аномалии.
  8. Неспособность производить разрядку психического напряжения социально положительными путями.

Повторяющиеся проявления негативного поведения у несовершеннолетних вызывают закрепление подобного рода поступков, и они становятся привычкой. А после закрепления остается только тонкая грань, отделяющая девиантное поведение от преступного. Именно поэтому профилактика и своевременная коррекция отклонений от нормы очень важна в плане снижения уровня преступности, заболеваемости, случаев суицида и употребления психоактивных веществ.

Методы коррекции

Ребенок должен понять, что поступает неправильно. Нужно научить его правилам и законам, принятым в обществе

Особенность работа с детьми заключается в том, что малыш должен научиться контролировать свои действия, вести себя правильно, взаимодействовать с окружающим миром. Так как дети с девиантным поведением не могут это делать, то у них искажается восприятие действительности, возникают негативные эмоции. Чтобы сгладить ситуацию, необходимо повлиять на контакты ребенка с ровесниками.

  1. Сформировать у малыша интерес к окружающим людям, к миру, необходимо чтобы он научился их понимать.
  2. Изучить элементарные правила этикета, поведение в обществе.
  3. Закрепить с ребенком коммуникативные навыки.
  4. Обучить малыша балансировать эмоции, правильно оценивать свои силы.
  5. Выработать адекватное поведение в коллективе.
  6. Развить умение справляться с проблемами.
  7. Чтоб ребенок легче усваивал новую информацию нужно использовать игры. Важно их организовывать таким образом, чтобы они пробуждали интерес. Подойдут занятия коммуникативного и подвижного характера.
  8. Родители могут разыгрывать с малышом сложные ситуации. Рассказывать, как нужно из них выходить.
  9. Для детей дошкольного возраста подойдут ритмичные упражнения под считалочку, также можно отправить карапуза на танцы или пение.
  10. Важно читать ребенку книги, не забывать при этом обсуждать происходящее. Для дошкольников подойдут сказки.
  11. Большое значение следует отводить правильному питанию и режиму дня. Важно отслеживать время, проводимое детьми перед компьютером и телевизором.

Диагностика

Так как вопрос стоит достаточно остро, психологами разработано большое количество методик для своевременной диагностики проблемных детей. Опросники для родителей и их чад, тесты на выявление сложных сторон личности, определение типа темперамента. На основе ответов психолог сможет увидеть картину происходящего. Важным в вопросе диагностики является установление контакта, так как именно это поможет получить максимально правдивую информацию.

Профилактика

Профилактика девиантного поведения подростков в настоящее время должна стать государственно важным и социально образующим делом, стройной системой, задействовавшей все институты общества: государственный, правовой, экономический, медико-санитарный, педагогический и самый важный – институт семьи. Все профилактические меры должны быть комплексными, последовательными, дифференцированными и своевременными.

Своевременно должны быть реализованы следующие этапы:

  • этап ранней профилактики,
  • этап непосредственной профилактики,
  • этап профилактики предпреступного поведения.

Основные задачи:

  1. Оздоровление среды, в которой находится несовершеннолетний, оказание помощи подросткам в неблагоприятных условиях.
  2. Предотвращение вступления на преступный путь или обеспечение исправления несовершеннолетних с высоким уровнем социальной дезадаптации.
  3. Обеспечение исправления подростков, неоднократно совершавших правонарушения.

Способы профилактики:

  • Организация свободного времяпрепровождения детей. Ребенок должен иметь возможность проводить свободное время с пользой, развивать какие-либо навыки, иметь хобби: то есть направлять свою энергию в правильное русло.
  • Проведение воспитательных работ, лекций. Ребенку важно объяснять, «что такое хорошо, а что такое плохо», и какие последствия могут иметь те или иные действия, вредные привычки.
  • Запрет рекламы алкоголя и табачных изделий, активная пропаганда здорового образа жизни.
  • Забота о материальном достатке несовершеннолетних и их семей.

Коррекция

Коррекция девиантного поведения подростков предусматривает применение системы запретов и наказаний и просвещение в области отрицательных последствий асоциальных поступков. В случае ухудшения поведения подростка вступают в силу другие виды коррекции: педагогическая, психофармакологическая, психотерапевтическая и психологическая коррекция.

Также существует групповая и индивидуальная коррекция. Эти виды коррекции имеют своей целью влиять на осознание несовершеннолетним индивидуальных особенностей своей личности и характера, своеобразных и аморальных проявлений в действиях и поступках, в социальных отношениях и уяснение причин, вызывающих их.

Подводя итог, следует сказать, что в условиях регресса института семьи, снижения важности моральных норм и нравственных ценностей, постоянно возрастает уровень преступности, безнадзорности и сиротства. Поэтому растет необходимость объединения усилий семьи, учреждений образования, медицинских центров и других социальных учреждений для профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.

Ссылка на основную публикацию
Похожее