Что делать, если саморефлексия отсутствует
Процесс саморефлексии свойственен всем, но в разной степени. Это зависит от психотипа, складов личности, различных жизненных приоритетов, общего уровня психического и интеллектуального развития.
Зачастую более склоны к саморефлексии люди с высоким интеллектуальным уровнем.
Однако встречаются случаи, когда саморефлексия отсутствует. Что является причиной такого феномена и как поступать в данном случае?
- Недостаток воспитания. Ребенок не получает необходимой информации о том, что такое хорошо, а что такое плохо. В худшем случае ребенку практически не демонстрируют общепринятые модели поведения. Не заинтересовывают ребенка. В данном случае не обойтись без квалифицированной психологической помощи. На анализ событий, произошедших за текущий день, необходимо систематически выделять 15 минут.
- Чрезмерная опека. Ребенка в прямом смысле душат опекой и любовью. В таком случае отпадает необходимость осознания своего поведения. Ребенок не постигает навыков и умений изменять свою линию поведения, что преследует его и во взрослой жизни. Метод борьбы с данной проблемой аналогичен предыдущему. Работу также следует проводить, опираясь на помощь квалифицированного психолога.
- Педагогическая запущенность. В таком случае воспитанием ребенка никто не занимается. Это наивысшая точка неполноценного воспитания. Бороться с такой проблемой необходимо посредством психологического консультирования. Причем, ликвидировать ее необходимо в детстве. Во взрослом возрасте это достаточно затруднительно.
- Экстраверсия. Излишняя коммуникабельность, зачастую переходящая в навязчивость и болтливость. В данном случае необходимо акцентировать внимание человека на пользу саморефлексии: перспективы продуктивного общения, налаживание социальных связей.
Человек и рефлексия
Со временем у психически здорового и зрелого человека развивается рефлексия до такой стадии, что он уже может сам организовать самопознание исходя из контактирования с окружающими.
Именно развитая рефлексия дает возможность человеку не отреагировать на внешние факторы аффективно, а наблюдать и отследить проявления тех или иных чувств, состояния и разобраться с ними, задавая себе вопрос и о том, как появились те или иные чувства, почему появилась такая ситуация и т.п.
То есть развитая рефлексия дает индивиду возможность обнаружить причинно-следственные, временные и другие связи и разобраться в самом себе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для человека, который имеет развитую рефлексию, все в жизни может стать способствующим источником для более глубокого познания самого себя.
Рефлексия дает человеку возможность более четко понять себя, делает картину о себе более глубокой. Помимо того, познавая себя все лучше и лучше, у него появляются новые шансы и грани, о которых он раньше и не догадывался.
Но на самом деле это не так уж и легко дается человеку, особенно если у него есть переживания, которые связаны с болью и с негативными эмоциями. В этом случае для человека бывает очень болезненно и тревожно, а в некоторых случаях и стыдно, раскрывать самого себя при помощи рефлексии бывает просто невыносимо. Поэтому часто бывает так, что люди предпочитают избегать этого.
Что значит рефлексировать
Рефлексировать— это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.
Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.
Рефлексируя, мы учимся:
- Рационально думать.
- Останавливать мыслительный «мусор».
Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.
Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.
Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:
- Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки
. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными. - «Пилить опилки»
, как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее. - Культивировать чувство вины
. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха. - Отвечать за весь мир
. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.
Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.
Жизненный пример
Для того, чтобы было понятнее, давайте рассмотрим на примере, как наличие или отсутствие рефлексии влияет на поведение людей.
Всем знакома такая неприятная, но увы часто встречающая вещь как очередь. Не важно, что это за очередь, главное то, что разные люди всегда себя ведут по-разному в них.
Очередь
Тут можно встретить разные варианты: к примеру, какой-то человек, увидев очередь, даже и не попробует встать в очередь и просто уйдет, решив, что легче отказаться от своей цели. А среди тех, кто все же решил стоять в очереди можно встретить раздосадованных людей, которые даже и не стараются скрыть это, они бывают очень эмоциональны, всю свою раздражительность и досаду они выплескивают на окружающих, как с помощью языка тела, так и словесно. Как может догадаться каждый, именно они становятся виновниками шумных скандалов в очередях.
Или же находят себе единомышленников, которым тоже неприятно стоять в очереди, но из-за меньшей агрессивности терпят все тихо.
Бывают и такие, которые без конца жалуются на всё и жаждут найти себе слушателя, который выслушает его и согласится во всем. И вот в таких мини-группах, могут создаться целые бурные дебаты, которые могут выходить далеко за пределы данной ситуации.
Бывают в очередях и такие личности, которые сами на себя принимают роль миротворца и начинают устанавливать порядок и следить за тем, чтобы в очереди не было нарушений.
По большей части люди будут смотреть в свои гаджеты, слушать музыку, читать или болтать по телефону… отрываясь оттуда время от времени, чтобы следить за очередью и только.
Могут встречаться и те, которые будут ходить из стороны в сторону, чтобы таким образом снять напряжение. А некоторые будут изучать интерьер и других людей, пристально следя за тем, что происходит вокруг.
Есть в очередях и такие, которые тихо стоят в сторонке, смотря на них можно подумать, что у них рефлексия, так как такое впечатление, что человек размышляет о чем-то, но это не рефлексия. В большинстве случаев мышление таких людей является перманентным перемалыванием навязчивых идей.
Могут быть и такие, которые начинают чувствовать телесный дискомфорт, и чем больше длится очередь, тем все это причиняет им телесное страдание. В этом случае можно наблюдать соматические реакции: может появиться кашель, тошнота, на коже могут появляться пятна, боль в желудке, если у человека есть проблемы с давлением, то может наблюдаться и повышенность давления, обморок и тому подобное.
Все это не имеет ничего общего с рефлексией. Это скорее способы реагирования, которые стали привычкой и, благодаря чему, человек на бессознательном уровне организует совладение с собственной агрессивностью.
Иными словами, в разных жизненных ситуациях человек поступает по-разному: кто-то ведет себя агрессивно и бурлит как кипящая кастрюля. Второй, избегая неприятностей, »прячется», отвлекаясь всем, чем может: заедает, слушает других, задумывается или просто болтает. У третьих же все переносится на телесные движения или состояния.
И как бы люди по-разному не отреагировали на те или иные ситуации, все равно основой этого является стремление ухода от тех переживаний, которые являются опасными для них. То есть человек делает все, чтобы избежать контакта со своим внутренним, чувственным содержанием.
В том случае, если человек способен на рефлексию, то у него будет другая реакция на собственную агрессию или же переживания. В первую очередь, рефлексирующий человек замечает, что с ним творится. Ведь он знает свои чувства и способен выдерживать их. И вот, всматриваясь вглубь самого себя, он заметит, что у него появилось раздражение, или внутренняя злоба. И когда он видит в себе проявление этих чувств, он не стремится, как большинство людей, убежать от собственных чувств и эмоций. Человек, у которого развита рефлексия, после того, как видит в себе проявление новых чувств, начинает обдумывать над тем, каким образом и вследствие чего появилась та или иная реакция.
После этого у него идет этап оценивания конкретных обстоятельств (может ли данная ситуация угрожать жизни или нет), и только после этого человек принимает решение (остаться или уйти).
Таким людям свойственно глубокое самоисследование, они задают вопрос самому себе: что именно в конкретном случае мне причиняет дискомфорт? Что я не могу выносить в этой ситуации?
Эти вопросы к самому себе дают возможность посмотреть внутрь себя, рефлексировать и понять свое внутреннее содержание, свои реакции.
Человек, у которого развита рефлексия, никогда не будет делать суждения, исходя из внешних обстоятельств. Он не скажет: »Вокруг одни уроды», »Что за государство», »Жизнь несправедлива», »Я никчемный слабак» и тому подобное.
На самом деле этого могут достичь лишь люди, у которых уровень рефлексии высок. Поэтому, если у вас сразу не получается, то не нужно переживать, так как ниже мы поговорим о том, как можно развивать рефлексию.
Зачем человеку нужна саморефлексия и что она дает
Саморефлексия нужна по двум простым причинам:
- Она составляет основу самообучения. Если человек не умеет рефлексировать, он стоит на месте и не развивается. Иногда это признак психопатологии.
- Она позволяет пересмотреть свои взгляды, составляет основу социализации. Усвоение норм и ценностей общества.
Что дает саморефлексия:
Учит понимать людей. Рефлексируя, пациент лучше понимает себя. Он отражает собственное я, сопоставляет его с другими. Главное, чтобы это не превращалось в пустое сравнение – кто лучше, а кто хуже. При грамотном подходе удается лучше понять других, их мотивы и поступки. Метод простой — поставь себя на место другого и подумай, как будешь действовать в его положении.
Позволяет переработать собственный опыт. Как положительный, так и негативный. Нужно понимать, что отрицательный опыт также очень ценен. Порой больше, чем положительный.
Можно найти свои сильные стороны и недостатки. Для этого существуют специальные упражнения. Нужно взять лист бумаги и поделить его на 2 части. Слева написать недостатки, справа достоинства. Затем взять список недостатков и постараться проработать каждый. Две недели-месяц на один недостаток. Каждый этап сопровождается составлением списка заново.
Учит организовывать мышление. Смотреть вперед, оглядываясь назад, чтобы извлечь опыт из прошлых ошибок.
Дает возможность пересмотреть собственные приоритеты, отношение к вещам. Личность человека — не что-то статичное. Это динамичная система. Прошлые цели могут быть неактуальны. Но не всегда это с ходу понятно. Саморефлексия дает шанс пересмотреть отношение к вещам, сменить цели и задачи. Вырасти над собой.
Предлагаем ознакомиться: Мужчина козерог женщина скорпион совместимость
Развивает интуицию. Человек учится применять чутье на практике.
Позволяет отказаться от многих пагубных привычек. Например, в ходе саморефлексии можно понять, что курение вредит здоровью. Поздний сон создает проблемы на учебе и работе, и прочее. Это лишь два простых примера. Плохих привычек может быть намного больше: вплоть до избыточной болтливости и прочих моментов.
Устраняет ненужные блоки. Те, которые сдерживают от полноценной деятельности, раскрытия своего потенциала. Часто такие блоки связаны с избыточной стеснительностью или застенчивостью, проблемами в общении. Человек может сознательно перейти к действиям после размышлений.
Учит принимать правильные и взвешенные решения. С помощью умеренных размышлений над собой и своей жизнью удается избавиться от импульсивных действий. Взвесить все за и против и только потом переходить к активному поведению.
Когда вы достигнете хотя бы одной поставленной цели, реализуете один единственный пункт из списка — почувствуете себя увереннее. Это поднимет самооценку. Пункты действуют кумулятивно, позволяют быстро расти и развиваться как личности.
Определение понятий рефлексия и саморефлексия
Саморефлексия зачастую применяется как синоним рефлексии. Однако не стоит путать. Рефлексия — более обширное понятие.
Что понимают под рефлексией
Рефлексия в психологии подразумевает не только личностное отражение, но и отражение ситуации, в которой находится индивид, окружающих людей, обстоятельств. Это умение человека, проявляющееся в самоанализе и самосознании личной жизнедеятельности, поведения, поступков, которые в процессе рефлексии человек анализирует и оценивает.
Саморефлексия в философии – это вид умственной активности личности, ориентированный на познание своих действий, культуры человека в целом, ее основных принципов.
Проще говоря, рефлексируя, человек заглядывает внутрь своей души и проглядывает свои индивидуальные особенности и поведение в различных житейских ситуациях и окружении. Осмысливает все положительные и отрицательные моменты совершенных поступков. Рефлексия трудоемкая, она взаимосвязана одновременно с несколькими сферами:
- интеллектуальная;
- духовная;
- эмоциональная;
- оценочная.
Однако не стоит путать. Данное понятие не связано с рефлексами, реакцией человека на воздействие раздражителей извне. Оно тождественно понятию самокритика. Человек тщательно изучает, осмысливает, оценивает свои поступки. Процесс не из приятных. Но без него личность не сможет полноценно развиваться.
В психологии рефлексия подразделяется на два уровня:
- Когнитивный. Подразумевает изучение внутреннего мира, его соотнесение с нормами, стандартами, требованиями, принятыми в обществе.
- Эмоциональный. Выражается в переживании по поводу отношения к себе окружающих людей. Человека заботит его сознание и поведение.
Наличие эмоционального уровня – существенное отличие рефлексии от последовательного самоанализа. Многие люди осознанно и намеренно не хотят заниматься рефлексией. Это не связанно с ленью. Процесс рефлексии не всегда вызывает положительные эмоции, желание похвалить себя. Иногда он связан с разочарованием, чувством неполноценности, стыдом, угрызениями совести.
Слишком усердное рефлексирование также ни к чему хорошему не приводит. Его последствия – самобичевание и самокопание. Они провоцируют стресс, неврозы и даже депрессию. Чтобы избежать таких последствий, нужно сохранять баланс между когнитивной и эмоциональной частью рефлексии.
Понятие саморефлексии
Саморефлексия – это отражение человеком самого себя в различных ситуациях посредством своего сознания. В процессе саморефлексии человек словно глядит в зеркало и описывает все, что видит в нем. Это прием оценивания себя, своих методов работы и процессов обучения. Говоря простыми словами, «отражение» означает думать о чем-либо.
Отражение и формирование контекста саморефлексивного письма приобретает важное значение в любой форме постижения или саморазвития.
Человеку, как существу разумному, присуща способность как отражать те или иные события, так и «отражать свое отражение». Различают четыре ключевых ситуации, в которых может находиться человек постигающий:
- знание о знании (например, человек знает таблицу умножения и осознает при этом данный факт);
- незнание о знании (например, индивид знает много иностранных слов, услышанных или прочитанных в разных местах, но не осознает этих познаний);
- знание о незнании (например, человек не знает, где расположена гора Эверест, и осознает свое невежество);
- незнание о незнании (например, человек не знает, какие картины написал Рафаэль Санти, и в тоже время даже не подозревает сам факт неведения, по причине того, что никогда не слышал о Санти).
Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно
В психологии саморефлексия — это мощный способ развиться как личности, сделать себя лучше. Преобразить окружающий мир через собственную деятельность, добиться успеха в жизни.
Все это, конечно, хорошо, но почему в таком случае у людей столько психологических проблем? Вопрос хороший. Дело в том, что часто саморефлексию, продуктивный и полезный процесс путают с самокопанием. Это основная проблема.
Почему человек скатывается в слезливое «жаление» себя или же жесткое самобичевание вместо полезной деятельности?
Стоит рассмотреть причины и методы борьбы с ними:
Недостаток внимания и заботы в детстве
Как правило, если ребенок не получил достаточного количества любви и внимания, он ощущает себя брошенным и одиноким, никому не нужным. Это чувство глубокой неполноценности и какой-то ущербности сопровождает страдающего всю жизнь. Не позволяет объективно взглянуть на себя.
Как справиться: без глубокой психологической проработки ситуации устранить чувство собственной бесполезности не получится. Это комплекс неполноценности, от которого лечатся годами. Все же, кое-что своими силами сделать можно. Отлично работает комплекс двух методов:
- Самовнушение. Каждый день нужно говорить о себе хорошо. Аффирмации, аутотренинги позволяют поверить в себя. Ищите то, чем можно гордиться. Пусть и не глобальные достижения.
- Второй способ — нужно ставить цели и добиваться их. Небольшие. Я ленивый(ая) — заставьте себя делать то, что не хочется и так далее.
Психологическое насилие в детские годы
Создает примерно ту же ситуацию. Если не более тяжелую. Поскольку ребенка изначально заставляют думать, осознавать, что он ничто. В некоторых случаях это куда опаснее физического насилия. Если психика подвижная, ранимая, тот же эффект наступает и во взрослом возрасте.
Метод «лечения» примерно тот же. Однако вы обязательно должны избавиться от токсичного окружения. Уйти от него как можно дальше, чтобы ничего не мешало справиться с психологическими проблемами. Только потом можно говорить об эффективной саморефлексии.
Неумение организовать себя
Присуще людям с некоторыми личностными особенностями. Например, шизоидам, истероидам, нарциссическим личностям. В этом случае саморефлексия отрывочная, неполноценная. Когда выдается свободная минута, такие люди соскальзывают с мысли на мысль, в итоге не прорабатывают и не осознают какое-либо качество, привычку.
Как справиться. Чтобы эффективно рефлексировать, нужно целенаправленно организовать себя. В день нужно выделять 10 минут на целенаправленное осмысление того, что произошло за сутки. Желательно составить список из нескольких вопросов. Например: как прошел день?
Проблемы с общением, глубокая интроверсия
Неумение выстраивать социальные связи, общаться с другими развивается в качестве вторичного процесса. Интроверту это не сильно и нужно. Часто такие люди умеют рефлексировать правильно, но делают это в негативном ключе. То есть всегда выискивают в себе недостатки, но опять же не стремятся реально прорабатывать ситуацию.
Я не умею общаться. Да? Ну и пусть. Стоило бы бросить курить. Но все же курят и ничего не случается. У меня нечеткая речь, надо бы поработать над дикцией. Но я мало общаюсь, мне это не нужно на самом деле. Примеров можно привести сотни. Негативная саморефлексия не приводит к результату.
Лечение. Справиться с ситуацией можно, если организовать процессы осмысления. Нужно задавать правильные вопросы. Для людей с высоким уровнем саморефлексии характерно скатывание в самокопание. Поэтому важно структурировать действия. В день нужно задавать себе четыре вопроса.
Что я думаю о прошедшем дне? Что мне понравилось в себе, что я сделал(а) правильно? Что, как мне кажется, с сделал(а) не так? Как я буду действовать завтра? Постепенно список можно расширить. Главное, чтобы в осмыслении были задействованы мысли, действия, чувства, привычки.
Предлагаем ознакомиться: Стадии отношений между мужчиной и женщиной — психология — 4women
Склонность к перфекционизму
Способность человека к саморефлексии в случае с личностями-перфекционистами играет злую шутку. Такие «пациенты» страдают от способности рефлексировать и сразу же впадают в самокопание, выискивая в себе недостатки. Также стремление к мнимому совершенству не позволяет действовать, и это самое плохое.
Сегодня я не справился с задачей, значит, у меня никогда не получится. Следовательно, я не буду делать этого никогда. Хотя такой вариант присутствует не всегда. Порой человек берется с еще большим рвением, но такое случается редко и пользу делу не приносит. Скорее наоборот. Создает лишнюю психологическую нагрузку, не позволяет продуктивно работать.
Что делать? Нужно понять простую истину. Идеал, к которому стремится перфекционист — не существует. Ошибки — это нормальная часть процесса обучения и неотъемлемая часть практики. Как раз их, а не неудачу нужно осознавать и прорабатывать, чтобы такого не было в будущем.
Особенности личности. Нарциссический склад
В этом случае речь скорее не о самокопании, а о жалости к себе. Потребность в самоутверждении и саморефлексии у нарциссов выше, чем у личностей прочего склада. Поскольку им нужно признание, они часто ведут себя нелогично, что и становится причиной ошибок.
Лечение. Нужно структурировать процесс саморефлексии. Сделать это не так сложно. Задавайте себе все те же 4 вопроса в конце дня. Затем, по потребности, список можно расширить. Устранить наиболее грубые нарциссические черты можно под контролем психолога. Самоконтроль работает не всегда, особенно в случае со столь чувственными личностями, как истероиды и нарциссы.
Все названные причины можно скорректировать. Все зависит от желания и готовности поработать над собой.
Саморефлексия
Думали ли вы когда-нибудь о своих мыслях? Анализировали ли свои привычки, поведение, убеждения? Искали ли причину всего этого? Если да, то сознательно или нет, вы занимались саморефлексией. Это очень важный процесс, искусное владение которым позволит стать если не выдающейся личностью, то очень значительной.
Согласно Википедии, саморефлексия в психологии — это обращение внимания человека на самого себя и свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Проще говоря, это размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя, собственных состояний, поступков и прошедших событий.
В философии саморефлексия понимается несколько иначе. Это форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей человеческой культуры, ее основ.
Пример саморефлексии: размышления Раскольникова о себе, своем значении и поступках в романе Достоевского «Преступление и наказание».
«А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого ничего и не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа целыми сутками и болтая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу».
Следует сразу сказать, что заниматься саморефлексией нужно осторожно и периодически стоит отдыхать от этого. Чрезмерные попытки понять себя могут в конечном счете привести к шизофрении. С другой стороны, тот, кто вовсе не пытается познать себя, совершает одни и те же ошибки ежедневно, не может добиться поставленных целей, что также может привести к разного рода психическим заболеваниям. В общем, главное — умеренность.
Преимущества саморефлексии
Так что же такого в этой саморефлексии, что о ней так много разговоров? Вот только некоторые примеры того, что можно делать с ее помощью:
- Узнать о своих ошибках, неудачах и опыте.
- Прояснить свои ценности, приоритеты.
- Выявить свои сильные и слабые стороны.
- Избавиться от эмоциональной привязанности к вещам и событиям. А также людям, если они являются недостойными.
- Научиться принимать лучшие решения.
- Удалить внутренние препятствия, которые удерживают вас от достижения целей.
- Изучить свои привычные модели поведения, особенно деструктивные.
- Научиться применять интуицию.
- Раскрыть потайные мечты и устремления.
- Реализовать свой потенциал полностью.
- Научиться понимать людей.
- Научиться выявлять потенциальные проблемы заранее.
- Избавиться от реактивного мышления.
- Изменить свой характер в лучшую сторону.
Разумеется, если у вас получится достичь чего-нибудь из этого списка, это увеличит уверенность в себе и поднимет самооценку. Звучит, как сказка, да вот только нужно сразу отметить, что это процесс вечный.
Вы можете реализовать свой потенциал или научиться принимать отличные решения, но для этого нужно очень много трудиться. И даже через несколько десятков лет останутся пробелы в знаниях и понимании. Приучите себя к тому, что это обучение длиною в жизнь.
Если получится избавиться, к примеру, от реактивного мышления, это принесет с собой дополнительно ряд преимуществ: вы прекратите жаловаться, обижаться, импульсивно реагировать на фразы собеседника, покупать ненужные товары по акции и многое другое.
Упражнения для дневника
Дневник — это лучший инструмент для саморефлексии. Поэтому в первую очередь нужно приобрести его, а лучше несколько, для разных целей.
Следует сразу сказать, что у саморефлексии цели как таковой нет. Безусловно, необходимо познать себя, только вот этот процесс будет продолжаться до конца жизни человека. Поэтому суть в процессе. Вы просто изучаете свою личность и делаете определенные выводы, которые помогают в различных ситуациях. Через некоторое время вы снова возвращаетесь к дневнику и переосмысливаете свои поступки. И так до бесконечности.
Как мы уже сказали, важно получать удовольствие от самого процесса познания себя, а не бояться этого. И если вы не знаете, о чем писать (в основном, дело в страхе), вот несколько хороших советов.
- Мой идеальный день.
- Три момента в моей жизни, которые я никогда не забуду.
- Напишите об ужине, который будет сегодня вечером, после того, как он случится (эссе на три страницы, поэтому вам нужно запоминать каждую мелочь, каждое чувство, каждое действие).
- Список ста вещей, которые приносят мне радость.
- Список ста вещей, которые меня огорчают.
- Я не могу представить свою жизнь без…
- Напишите о том, когда вы поняли, что работа доставляет истинное удовольствие.
- Используя десять слов, опишите себя.
- Мне не нужна дополнительная мотивация и энтузиазм, чтобы…
- Составьте список вещей, событий, людей, которые вдохновляют вас.
- Я чувствую себя наиболее счастливым, когда…
Вопросы для дневника
Вопросы являются главным материалом для человека, который занимается саморефлексией. Они топливо для познания себя. Если вы не знаете, что у себя спросить, вот список, которого хватит на несколько месяцев (или на месяц, если у вас достаточно времени):
- Правильно ли я использую свое время?
- Принимаю ли я многие позитивные события в своей жизни как должное?
- В чем я себя обманываю?
- Просыпаюсь ли я утром готовым на подвиги? Если нет, то почему?
- Какие негативные мысли посещают меня, когда я пытаюсь уснуть? Что с этим делать?
- Могу ли я разрешить свои внутренние проблемы, которые вызывают стресс?
- Кто я на самом деле?
- Что меня больше всего беспокоит, когда я думаю о будущем? Почему?
- Если бы это был последний день моей жизни, хотел бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?
- Чего я действительно боюсь?
- Держусь ли я за то, что нужно отпустить?
- Что самое важное в моей жизни?
- Имею ли я значение?
- Я заставил сегодня кого-либо улыбнуться?
- Когда я последний раз выходил из своей зоны комфорта?
- Какой акт доброты в мою сторону запомнился мне на всю жизнь? Почему именно он?
- Как я должен жить, зная, что умру?
- Что мне нужно изменить в себе?
- Кто оказал наибольшее влияние на мою жизнь?
- Что оказало наибольшее влияние на мою жизнь?
- Что я хочу больше всего в жизни?
- В какой степени я контролирую свою жизнь?
Разбиваем саморефлексию на составляющие
Вы снова будете отвечать на вопросы, только теперь мы их будем сортировать по группам. Если предыдущие упражнения были нужны для комплексного понимания себя, то следующее поможет бить по определенным точкам.
В конце дня
- Как прошел мой день?
- Что конкретно произошло?
- Что хорошего случилось?
- Что я ценю из того, что сегодня произошло?
- О чем я сожалею?
- Почему я так себя чувствую?
- Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?
Принятые решения
- Какие конкретные решения я принял сегодня?
- Какие намерения у меня были при принятии этих решений?
- Почему я принял эти решения, а не другие?
- К каким результатам привели эти решения?
- Они позитивные или негативные? Почему?
- Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?
Действия и поведение
- Какие ключевые действия я совершил сегодня?
- Насколько они были эффективны?
- Влияли ли страхи на мои действия и поведение? Каким образом? Какие именно страхи?
- Потакал ли я своим зависимостям сегодня? Почему?
- Что конкретно у меня получилось сегодня?
- Что не получилось? Почему?
- Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?
Мыслительный процесс
- Какие мысли посещали мою голову сегодня чаще всего? Почему?
- Я их контролировал или пустил на самотек?
- Было ли мое мышление оптимальным? Если нет, то как я должен поступать завтра?
- Как можно было бы подумать иным образом о сегодняшней ситуации?
- Какие преимущества я получу, если начну иначе думать о своих проблемах?
- Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?
Пережитые эмоции
- Какие эмоции я испытывал в течение дня? Почему так произошло?
- Какие события, обстоятельства и люди поспособствовали этим эмоциям?
- Как я справлялся со своими эмоциональными переживаниями?
- Я справлялся с ними полезным (медитация) или вредным (курение) способом?
- Как я могу научиться более эффективно управлять своими эмоциональными переживаниями?
- Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?
Система убеждений
- Во что я верю сегодня?
- Во что я верю относительно себя, других людей и событий дня?
- Эти убеждения обоснованны?
- В каких ситуациях я склонен делать скоропалительные выводы?
- Какие позитивные убеждения влияли на меня в течение дня?
- Какие ограничивающие убеждения мешали мне?
- Какую ценную информацию я могу получить о себе, учитывая мою систему убеждений?
Отношения с людьми
- Как я сегодня вел себя и общался с другими людьми?
- Возникали ли у меня какие-нибудь конфликты?
- Как я с ними справился?
- Как я отреагировал на критику или отказ?
- Как я сегодня доносил свою точку зрения до других людей?
- Насколько эффективно я это делал?
- Насколько эффективно я считывал эмоциональные потребности и намерения других людей?
- В каких аспектах общения мне нужно улучшить себя?
Мироощущение
- Каково мое мироощущение сегодня?
- Оно сегодня было больше оптимистическим или пессимистическим? Почему?
- Что конкретно повлияло на меня сегодня? Какой именно триггер?
- Этот триггер был внутренним или внешним?
- Сегодня я сделал максимум из того, что мог? Почему?
- Был я сегодня разумным, добрым и скромным?
- Какие ценные уроки я могу извлечь из всего этого?
Проблемы
- Какие вызовы сегодня стояли на моем пути?
- Как я реагировал на эти вызовы?
- Каков был результат?
- Что именно я сделал, что помогло мне преодолеть проблемы?
- Как насчет проблем, которые я не преодолел? Почему это случилось?
- Делал ли я для себя сегодня какие-нибудь оправдания? Почему?
- Почему эти проблемы было трудно преодолеть именно сегодня? Дело в моей психике или в знаниях?
- Какие ценные уроки я вынес сегодня, когда пытался справиться со своими трудностями?
Сыгранные роли
- Каким я был родителем, сестрой, учителем, другом, наставником, супругом, лидером, товарищем по команде, менеджером, сыном и так далее?
- Где я оправдал свои ожидания?
- Где я не смог соответствовать стандартам, которых я придерживаюсь для себя в каждой из этих ролей?
- Был ли мой день сбалансированным (работа-жизнь)? Если нет, то почему?
- Что ценного я могу извлечь из всех этих размышлений?
Здоровье
- Заботился ли я о своем теле сегодня?
- Я делал зарядку? Занимался спортом?
- Я ел полезную пищу?
- Я присматривал за своими мыслями?
- В каких моментах я себя подвел?
- В каких компонентах я могу себя улучшить завтра?
Возможности
- Какие возможности я получил сегодня?
- Как я воспользовался этими возможностями?
- Почему я не смог в полной мере воспользоваться своими возможностями?
- Какие ценные уроки я могу извлечь из этого опыта?
Полученные знания
- Какие ценные знания я приобрел сегодня?
- Чем мне запомнилась книга или информация, которую я сегодня прочел?
- Как я могу использовать сегодняшние знания завтра?
- Каких знаний мне по-прежнему не хватает?
- Как я смогу приобрести эти знания?
Как видите, себе можно задавать огромное количество вопросов. Умение их придумывать ограничено исключительно пределами вашего воображения.
Чем чаще вы задаете себе вопросы и отвечаете на них, тем скорее обнаружите, что получили более глубокие знания не только о себе, но и о психике других людей.
Следующий уровень саморефлексии
Выше мы спрашивали себя о том, как прошел день, какие мысли и реакции возникали. Однако, чтобы перейти на уровень выше, нужен еще один шаг.
Вам необходимо рассмотреть истинную ценность уроков, которые вы извлекли из своего опыта. Другими словами, нужно поставить увеличительное стекло на каждый из ответов и копнуть еще глубже.
Давайте сначала рассмотрим события и обстоятельства дня и глубоко задумаемся о том, что произошло. Чтобы сделать это, ответьте на следующие вопросы:
- Вижу ли я происходящее ясно?
- Являются ли ситуации такими, какими я их вижу или могут быть другими?
- Как другие люди могут рассматривать эти ситуации?
- Как еще я могу рассматривать события, людей и обстоятельства сегодняшнего дня?
Теперь давайте рассмотрим причинно-следственные связи и научимся находить любые шаблоны. Спросите себя:
- Что конкретно я делал в течение дня?
- Каков был прямой результат от каждого решения, которое я принял?
- Почему именно таким был результат, а не другим?
- Мог ли я привлечь в свою жизнь всех этих людей и обстоятельства при помощи своих мыслей, убеждений и поведения? Если бы они были другими, тогда меня бы окружали другие люди, и я бы оказался в других обстоятельствах?
- Какие причинно-следственные связи я сейчас вижу?
- Какой вывод я могу сделать из всего этого, что поможет мне в дальнейшем?
Заключительный вопрос, приведенный выше, говорит об уроках и выводах, которые можно извлечь. Этим мы сейчас и займемся. Спросите себя:
- Что я узнал сегодня?
- Что конкретно я узнал о себе сегодня?
- Что я узнал о своих проблемах и о взаимодействии с другими?
- Что я узнал о людях?
- Чему меня научили другие люди при помощи своего поведения, слов и действий? Чему научили косвенно?
- В каких аспектах я сегодня вырос как личность?
- Почему этот уровень роста важен для меня?
- Если бы я получил еще один шанс, что сделал бы иначе?
Когда мы извлекаем уроки прошлого, важно также забросить свои сети в будущее. Нужно научиться планировать и приготовиться к проблемам, которые наверняка ждут за углом. В конце концов, это ведь единственный шанс добиться прогресса. Спросите себя:
- Как мне настроить свое мышление и психику таким образом, чтобы посвятить завтрашний день своей цели и не отвлекаться на ненужное?
- Как мне завтра выражать свои ценности?
- Какие навыки я должен изучить и какую информацию получить?
- Какие конкретно знания мне нужны, чтобы значительно приблизиться к моим желанным целям и задачам?
- Как я смогу получить эти знания?
- Кто бы мог меня поддержать во время этого путешествия?
- Как я смогу получить поддержку других людей?
- От чего мне нужно избавиться сегодня, чтобы получить преимущество для завтра?
Тщательно проанализировав вопросы и ответив на них, вы получите прочную платформу, которая может понадобиться для прогресса завтра. Отныне вы не будете придумывать оправдания и жаловаться на свою жизнь. Вместо этого вы осознаете, что целиком и полностью контролируете себя, являетесь активным, а не пассивным участником событий и можете напрямую влиять на свою судьбу и успех.
Что делать дальше? Процесс саморефлексии идет рука об руку с осознанностью и самонаблюдением. Следовательно, если вы внимательны относительно того, что происходит внутри и снаружи, то сможете собирать невероятно ценную информацию, которую затем будете использовать при ответах на вопросы. Помимо этого, у вас улучшится память и концентрация, потому что они тесно связаны с вниманием.
Советуем вам целенаправленно заниматься саморефлексией 10-15 минут в день, утром или вечером. И, по возможности, оставаться осознанным как можно дольше.
Книги
Огромное количество книг, особенно художественных, наполнено рефлексией автора или персонажей. Значит, нужно выбрать самые показательные, что мы и попытались сделать.
- «Преступление и наказание» Федор Достоевский;
- «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл;
- «Искусство быть счастливым» Далай-Лама;
- «Над пропастью во ржи» Джером Сэлинджер;
- «Размышления» Марк Аврелий;
- «Убежище» Анна Франк.
Помните, что заниматься саморефлексией следует осторожно, чтобы не замкнуться исключительно на себе. Окружающий мир также интересен и прекрасен. И второе: это вечный процесс, поэтому научитесь получать искреннее удовольствие от познания себя.
Желаем вам удачи!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Воля и волевые действия
- Эффективные методы самопознания
- Как избавиться от рефлексии
- Рефлексия
- Практическая польза самопознания
- Как принимать правильные решения
- Плюсы и минусы меланхолии
- Два образа мышления по Кэрол Двек
- Упражнения для самопознания
- Как принимать правильные решения: эффективные практики
Ключевые слова:1Психорегуляция
Как выбраться из постоянного самокопания?
Научившись рефлексии, человек может добиться существенных изменений в своей жизни и развить себя как личность. Однако часто саморефлексию воспринимают в качестве самокопания. Это может быть из-за следующих причин:
- Нехватка внимания и заботы в детском возрасте.
- Психологическое насилие в детском возрасте.
- Неумение самоорганизовываться.
- Проблемы с коммуникативными навыками.
- Предрасположенность к перфекционизму, ведь такие люди очень болезненно реагируют на критику.
- Нарциссический склад личности.
В редких случаях отталкиваясь от психологических особенностей, саморефлексия может отсутствовать, и справиться с этим поможет квалифицированный психолог. Не стоит пренебрегать профессиональной помощью, ведь саморефлексия — уникальный феномен, способный изменить жизнь к лучшему.
Саморефлексия имеет большое значение в профессиональной сфере, она помогает индивиду контролировать мышление, действия и раскрывать потенциал. С помощью саморефлексии человек не только совершенствует свои навыки, адекватно оценивая их, но также он способен осознать себя как личность, которая непрерывно взаимодействует с окружающим миром.
Определения рефлексии
В современной науке авторы в рамках различных научных направлений и практических подходов активно исследуют рефлексивные процессы:
Вид (форма) теоретической деятельности, направленной на осмысление собственных действий и законов, по которым они совершаются.
Внутренняя деятельность, направленная не на собственное осмысление, а на осмысление ситуации или проблемы, чтобы впоследствии найти выход из нее.
Процесс самопознания субъектом своих психических актов и состояний (основа интроспективной психологии).
Процесс понимания состояния другого человека через сопереживание и созерцание его.
Понимание субъектом (группой, сообществом) того, как они понимаются и принимаются другими партнерами по общению.
Понимание другого человека через его (ее) созерцание.
Корреляция с нормами и стандартами. Для Давыдова, Неверовича и Самокиной (1972) понятие рефлексии как специфического познавательного акта заключается в конкретизации знания, в прояснении оснований знания, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.
Сластенин дает следующее определение: «Рефлексия включает в себя построение выводов, обобщений, аналогий, сравнений и оценок, а также эмоциональное переживание, запоминание и решение проблем. Она также включает в себя обращение к убеждениям для интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки».
Каждый человек уникален; нет стандартов, с которыми его можно было бы сравнить. Ситуация проясняется, анализируется, но не оценивается.
Представления о ситуации и проблемах участников построения сетевого сеанса могут быть уточнены, расширены, выявлены и обобщены.
Отсутствие рефлексии
К сожалению, бывают случаи, когда у человека отсутствует рефлексия. Это происходит из-за нарушения восприятия, мышления у человека. В этом случае человек может впасть в две крайности.
В первом случае это приводит к тому, что у индивида преобладает рациональное видение и преобладают импульсы и аффект. Все это приводит человека к такому гнетущему состоянию, когда вокруг мерещится только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.
В этом случае, все попытки со стороны родных, друзей, близких и даже психолога помочь этому человеку еще больше усугубляет состояние. Более того, все это подтверждает его чувство небезопасности и того, что все вокруг враждебно к нему настроены.
Во втором случае у человека могут возникнуть чувство пустоты. А это происходит из-за того, что у индивида нет связи между какими-то событиями и внутренними мотивами. В этом случае у человека на все есть один готовый ответ – »не знаю».
Именно поэтому очень важно пройти терапию, для того, чтобы развить рефлексию. Так как именно на ее основе у человека выстраиваются база свойств и возможностей, которые просто необходимы индивиду в жизни.
Саморефлексия: как развить в себе эту способность, но не превратиться в ипохондрика
Многие из нас живут, не слыша себя и своих желаний. Часто это начинается в детстве, когда мы стараемся не расстраивать родителей и выбираем те занятия и даже будущую профессию, которые они считают подходящими.
Отчасти это удобно — мы снимаем с себя ответственность за принятие решений. Однако со временем неизбежно сталкиваемся с тем, что просто не знаем самих себя. Не понимаем, какой фильм хотим посмотреть, интересно ли нам читать эту книгу, куда поехать отдыхать и любим ли мы свою работу. И проживаем сценарий своей жизни как статисты, почти не испытывая эмоций.
«Долгое время я жила, как во сне, — вспоминает Светлана. — Ходила на работу, которая наскучила, а по выходным бесцельно смотрела и читала все, что предлагал интернет. Меня часто мучили головные боли, природу которых никто из врачей не мог объяснить, а я не понимала, чего же по-настоящему хочу. Мама говорила, что у меня стабильная работа и надо держаться этого места.
Предлагаем ознакомиться: Как вести себя с мужчиной, чтобы он уважал? — Юлия Кравченко — психолог
Все неожиданно изменилось, когда я за компанию с подругой пошла на йогу и начала практику медитации. Это прервало мой бездумный бег по кругу и погрузило наконец в реальность моей внутренней жизни. Я стала прислушиваться к сигналам своего тела, и это постепенно помогло мне научиться лучше понимать свои чувства. Прошли мучительные головные боли, я ушла с работы, уехала на полгода в Индию, а вернувшись, уже точно знала, чем хочу заниматься».
«В данном случае именно саморефлексия помогла девушке излечиться в широком смысле слова: найти свою дорогу и избавиться от мигреней, которые тоже возникли не случайно, — считает психотерапевт Марина Мяус. — Состояние разъединения со своим «Я» не проходит бесследно: со временем наше тело начинает сообщать нам о том, что физическое здоровье предполагает прежде всего эмоциональное благополучие.
Вытеснение своих чувств оборачивается многочисленными психосоматическими заболеваниями, когда мы начинаем болеть, при этом никаких органических поражений не обнаруживается. Поэтому необходимо анализировать свои внутренние процессы: желания, побуждения, мотивацию. Однако важно знать и дорогу обратно».
У всех ли развита эта способность
У человека может быть очень снижена чувствительность. И к себе и к другим. Даже физические ощущения он чувствует только интенсивные. Как правило, это приводит к различным заболеваниям потому, что человек не отслеживает потребности организма, изменения в нём, игнорирует сигналы дискомфорта.
Внимание к телу – это тоже саморефлексия. Это способность замечать, как на тело влияет разная еда, нагрузки. Особо внимательные люди замечают, что даже общение оставляет послевкусие. От одного человека осталась радость и лёгкость, а от другого заболела голова. Саморефлексия позволяет быть внимательнее ко всему через контакт со своим телом.
Если заболела голова в ответ на какое-то событие или известие, обрати на это внимание. О чём тебе сигнализирует тело? Развивай способность к саморефлексии.
Саморефлексия – это способность, которая есть не у всех. Развить её может каждый. Но кому-то это даётся легче, а кому-то тяжелее. Например, люди с высоким болевым порогом дольше развивают телесную чувствительность. И они чаще игнорируют сигналы тела.
Саморефлексия чувств и мыслей так же развита не у всех. Есть люди, для которых привычный эмоциональный диапазон это «нормально/не нормально». Особого внутреннего анализа для этого не требуется. Или часто эмоции заменяются мыслями. Например, на вопрос:
Саморефлексия – это навык, охватывающий и ощущения, и мысли и чувства. Только так ты можешь полноценно анализировать свою жизнь, какие-либо события. Поэтому стоит развивать все стороны этого навыка. Повышение качества жизни будет тогда, когда ты сможешь улавливать дискомфорт.
Фото автора Evelina Zhu: Pexels
Или ты обнаружишь, что есть занятия, которые буквально наполняют тебя силой и энергией. Из этого может родиться гениальная бизнес идея.
Что это за способность
Фото автора EVG Culture: Pexels
Саморефлексия – это способность к глубокому погружению в свой внутренний мир. Внутренний мир человека невероятно богат. Если ты выделишь хотя бы час на эксперимент, ты убедишься, что деятельность мозга не останавливается ни на секунду!
Какое положение в пространстве ты бы не заняла, в твоём теле будет очень много разных ощущений: восприятие положения тела, температура воздуха и твоего тела, звуки, свет, физиологические процессы тела. Ты всегда опираешься на что-то – когда сидишь, стоишь или лежишь.
Так же, всегда происходит какая-то ментальная работа. Поток мыслей могут остановить разве что натренированные йоги. Если не управлять процессом рефлексии, то внутренний мир приобретает диффузный вид. Это превращается в некий сгусток обрывков мыслей, неосознаваемый поток ощущений.
В психологии даже описан феномен диссоциации. Это когда человек как будто расщепляется со своим телом, оно существует как будто отдельно. Люди описывают это так: «Я вижу, как идут мои ноги. Или как будто вижу себя со стороны, как будто я где-то чуть позади и слышу, как говорит мой рот, голос». Немного жутковатое состояние, но в нём человек максимально не внимателен к себе.
Саморефлексия – это внимательное отношение к себе. Это навык, который нужен тебе, если для тебя важно качество жизни. Можно сказать, что саморефлексия – это ключевой феномен в психологии. Ведь психология – это наука о душе, о здоровой человеческой психике. Болезнями и отклонениями занимается психиатрия. А психология и психотерапия – это инструменты для налаживания жизни здорового человека, такого, которому важен уровень, качество. Без саморефлексии не получится изменить ничего!
Что такое саморефлексия?
Ты же слышала популярную фразу о том, что изменяя себя, мы изменяем мир вокруг. Делается это с помощью саморефлексии. Ведь сначала нужно понять, что именно нужно изменить и в какую сторону. А затем применять на практике.
Ты можешь легко увидеть примеры саморефлексии со стороны. Когда твоя знакомая часто жалуется на отношения с мужем и рассказывает повторяющиеся, однотипные истории. Тебе со стороны может быть всё понятно и удивительно – почему эта женщина переживает их каждый раз, как в первый? Вероятно, она не пользуется этим полезным навыком – саморефлексией.
Любые повторяющиеся события – это знаки на дороге жизни. Жизнь показывает: «Сворачивай!» или «Остановись!», а человек игнорирует. Жизнь снова и снова подкидывает все возможные варианты знаков – и жёлтенькие, и зелёненькие и красненькие. Саморефлексия позволяет быстро увидеть знаки, правильно прочитать их и повернуть руль своей жизни в нужную сторону.
Один из уголков внутреннего мира человека – сновидения. Во сне так же отражается реальность. Сон – психический эквивалент системы пищеварения. Всё, что происходит с человеком, всё, что он видит, слышит, ощущает, переживает, — находит отражение в мире сновидений. Сон – это переработка всего психического материала. Так мозг освобождается от ментальной пищи.
Если у тебя есть повторяющиеся сны, пробуй анализировать их. Саморефлексия поможет и здесь. Записывай сны, их главный героев, сюжет, твои переживания во сне. Находи в них общие моменты. Подумай, как это может быть связано с твоей жизнью? Что такое переваривается внутри тебя через сны? Фрейд считал, что сны – это чаще всего, отражение страхов или желаний человека.