Россия, Волгоград, Авиаторская улица
Телефон:
+7 (937) 736-19- Показать номер
Пн-пт: 09:00—19:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Что такое стереотип простыми словами? Примеры стереотипов

 

Некоторые слова, употребляющиеся как в разговорной речи, так и в качестве научных терминов, имеют несколько значений. К примеру, что такое стереотип? Это слово звучит в разговорах достаточно часто, его нередко слышно с телевизионных экранов, встречается термин и в печатных изданиях.

Благодаря такой распространенности, повсеместности употребления слово воспринимается хорошо знакомым, и вопросами о его смысле, как правило, никто не задается. Однако ответить на вопрос о его значении смогут далеко не все.

В чем изначальный смысл?

Большинство людей привыкли относить понятие «стереотип» к социологии, психологии и иным научным направлениям, предметом изучения которых является поведение, мышление или же характер человека. В разговорной речи оно звучит именно в таком контексте. Между тем изначально слово не имело никакого отношения к описанию образа мышления, характеристикам отдельных людей или же общества в целом.

Изначально «стереотип» — название части оборудования, предназначающегося для типографской печати. Так называется форма, представляющая собой монолит и являющаяся фактической копией с готового типографского набора или же отдельного клише. Эта форма вполне рабочая и предназначается для использования в типографских машинах.

 

Что подразумевается в повседневной речи?

Разумеется, при употреблении в разговорах у слова «стереотип» совершенно иной смысл, не имеющий ничего общего ни с греческим языком, ни с печатным промыслом. Произнося «стереотип», люди обычно имеют в виду его значение, принятое в социологии и психологии.

Попросту говоря, в разговорах, речах телевизионных ведущих и политиков, в газетных статьях термином «стереотип» характеризуются типы человеческого мышления и поведения, общественные явления или же поступки конкретных личностей.

Есть ли общее определение?

Стереотип — что это означает простыми словами? Существует ли единое определение для этого термина, обобщающее все его современные значения? Безусловно, подобное определение есть, поскольку понимание того, что именуется стереотипом в психологии, философии и социологии, весьма схоже между собой.

Стереотип в психологии – это устойчивое, зачастую полностью или же частично не соответствующее действительности, представление о чем-либо. Таким же смыслом термин наделяют философы и социологи. Разумеется, есть и более узкие, специфические определения, относящиеся к конкретному варианту употребления данного термина.

Эффект стереотипизации

Стереотипизация , что это в психологии? Термин означает процесс формирования устойчивого представления или образа. Они касаются явлений, событий или людей.

Исходя из собственного опыта, человек оценивает события или явление, в итоге формируется определенное представление, которое закрепляется в мозгу. Стереотип , уже сформированное отношение к объекту или явлению.

Когда человек встречается с чем-то незнакомым, его мозг начинает сканировать и искать что-то знакомое. Полученный образ относится к определенной группе явлений, так намного легче классифицировать информацию и при необходимости вытаскивать ее из ячеек памяти.

Есть ли схожие понятия?

Наиболее близкими по смыслу к понятию «стереотип» являются слова «клише» и «предрассудок». Зачастую при разговорах люди апеллируют всеми тремя понятиями, вкладывая в них совершенно одинаковый смысл.

Термины действительно похожи в своем значении, хотя и не полностью идентичны. Поэтому, перед тем как употреблять их в качестве взаимозаменяемых, нужно иметь общее представление о различиях в смысле.

Также близки по смыслу понятию «стереотип» такие явления, как традиции, культурные обычаи, различные социальные концепции.

Чем отличается стереотип от предрассудков и клише?

Предрассудок – это гибкое понятие, способное измениться в зависимости от конкретных обстоятельств. Предрассудки можно выявить, они поддаются учету и коррекции, меняются в течение жизни. Возникают предрассудки на основе как устойчивого восприятия чего-либо, так и в результате сиюминутных эмоций. Таким образом, предрассудок может появиться вследствие наличия стереотипа.

Основное отличие же в том, что стереотип практически не поддается корректировке, а предрассудки с легкостью возникают в сознании и так же просто покидают его или же меняются. Также слово «предрассудок» имеет узкое, в сравнении со стереотипом, применение. Оно употребляется исключительно для характеристики особенностей мышления, восприятия чего-либо людьми. Какие-либо события, общественные явления этим слово не описываются.

Клише – еще один термин, пришедший в повседневную речь из науки, изучающей человеческое поведение, из типографий. Этот термин более близок к пониманию слова «стереотип», чем «предрассудок». Обобщенно термин «клише» означает стандарт, образец, неизменную, застывшую форму чего-либо. Он применим к различным областям – человеческой речи, оформлению печатных текстов, манере нанесения макияжа, искусству и прочему. Даже в имидже политиков присутствует клише. В этом и заключается отличие термина от понятия «стереотип». Клише не меняющаяся форма чего-либо, способная являться образцом для действия. К примеру, образцы для заполнения бланков – это тоже клише. Стереотип же такого значения не имеет.

Как происходит их формирование?

Стереотипы передаются от одного поколения к другому, поэтому так сложно защититься от них.

Уже в раннем детстве взрослые закладывают в ребенке принципы поведения, внушают, как правильно действовать, реагировать, мыслить.

Велико влияние общества и конкретной страны проживания.

Если стереотипы сформированы на благо общества, то они являются моральными нормами, которых принято придерживаться. Шаблоны поведения помогают адаптироваться в социуме. Ребенка отправляют в школу, объясняя правила поведения, необходимость обучения.

Однако негармоничное развитие личности приводит к тому, что человеку проще и спокойнее действовать и мыслить стереотипами, чем идти на риск и создавать нечто новое.

Те же, кто отходят от правил, достигают гораздо большего.

Какими могут быть стереотипы?

Разбираясь с тем, что такое стереотип, не обойтись без классификации. Образно говоря, «разложив по полочкам» различные варианты применения этого термина, гораздо проще понять, как им правильно пользоваться.

Наиболее часто в обыденной жизни приходится сталкиваться с такими видами стереотипов:

  • поведенческие;
  • общественные;
  • связанные с мышлением;
  • ассоциативные;
  • гендерные.

Хотя стереотип в психологии – это гораздо более широкое понятие, чем вышеперечисленные типы, но именно с ними сталкиваться в жизни приходится практически ежедневно.

О поведенческих стереотипах

Этот тип стереотипов большинством людей воспринимается как нечто должное, незыблемое и совершенно естественное. Многие даже не понимают, что сталкиваются со стереотипом.

Что такое стереотип в поведении человека? Согласно определению, это особая, сложившаяся система поведенческих реакций и навыков, характерная для отдельной группы людей. Обусловлены такие стереотипы могут быть возрастом, этнической принадлежностью, культурными ценностями, социальным статусом и прочими аналогичными факторами.

Примером таких стереотипов является поведение подростков, сопутствующее периоду гормональных перемен в организме. Так называемый «подростковый бунт» — это именно поведенческий стереотип. Другим, не менее устоявшимся стереотипом является ожидаемое поведение от представителей «привилегированных» прослоек общества. От так называемой «элиты» всегда ждут проявлений снобизма, эгоизма, нарциссизма и прочих аналогичных качеств.

Об общественных стереотипах

Социальные стереотипы тоже, безусловно, напрямую связаны с поведением и мышлением людей, однако они характеризуют не отдельного человека или конкретную группу, а общество в целом.

Общественные стереотипы – это предсказуемые, устойчивые реакции на что-либо, характерные для подавляющего большинства людей, проживающих в одной местности или же объединенных иным фактором. Возникают эти реакции на почве ограниченности в понимании чего-либо или же из-за нехватки информации.

Такие общественные реакции могут быть как позитивными, так и негативными. Причем предсказуемы и те, и другие. Самые яркие примеры негативных стереотипов – реакции людей на действия правительства страны. Как правило, такие реакции включают в себя целую цепочку из событий, имеющих причины и последствия. Например, волна протестов, сбор подписей и прочие варианты проявления общественного отрицательного отношения, ставшего ответом на недавнюю пенсионную реформу в нашей стране, и есть общественным или же социальным стереотипом.

Стереотипное мышление и поведение

Мыслить стереотипами , что это значит?

Такое мышление означает, что человек мыслит в основном шаблонами.

Он не ищет и не анализирует новую информацию, наполняя мозг опытом, а сравнивает с тем, что есть в его памяти.

Так проще, кажется, что мир подчинен некому порядку.

Программа может прививаться уже с детства. Это установки, ценности, правила поведения, реакция на события, оценка людей и событий.

Наличие преимущественно стереотипного мышления мешает полноценному развитию личности. Теряется независимость во взглядах и поведении.

Стереотипный способ поведения , что это? Это шаблонное поведение, поощряемое обществом. Личность живет, как все, не выделяется, старается слиться с общей массой. Ей так удобно и комфортно. Шаблонное поведение обеспечивает спокойствие, слияние с социумом.

Стереотипы позволяют доводить действия до автоматизма, но они же тормозят развитие и не позволяют посмотреть на ситуацию с иной стороны. При стереотипном поведении есть установка: делать только так и не иначе.

Стереотипный человек , какой он? Это совершенно обычный, типичный представитель общества. Его поведение обусловлено встроенными установками, навыками, традициями.

Такой личности сложно отклоняться от шаблонов, а нечто новое она воспринимает критически и даже агрессивно, так как это нарушает внутреннюю гармонию и спокойствие. У него есть модель поведения, и он действует и мыслит соответственно ей.

О стереотипах в мышлении

Под этим, как правило, подразумеваются личностные особенности восприятия. Между тем стереотипы мышления могут быть характерны не только для отдельно взятого человека, но и для группы людей или же общества в целом.

Под этим словосочетанием подразумевается два основных варианта понимания термина. Первый – неспособность человека или же группы людей самостоятельно мыслить из-за обилия навязываемых средствами массовой информации, традициями, пережитками или чем-то иным шаблонов восприятия, рассуждений, выводов. Второй – ограниченность в восприятии чего-либо, характерная для конкретного человека. Эта особенность восприятия обусловлена воспитанием, привычными и общепринятыми устоями, нормами морали и культурными ценностями.

Дипломатия непонимания: Стереотипы и международные отношения

Стереотипы и незнание иных культур оказывают влияние и на международные отношения. Есть достаточно много примеров, когда ляпсусы дипломатов и политиков становились причиной конфликтов.

Стереотипы периодически проявляются в выступлениях глав государств. Последними примерами такого рода являются, например, слова президента Франции Жака Ширака, который заявил, что единственным вкладом англичан в сельское хозяйство является «коровье бешенство», и президента России Владимира Путина, который отметил, что в отличие от Африки, в России политических оппонентов не поедают.

Профессиональные дипломаты, как правило, в состоянии избегать ошибок, основанных на стереотипах, однако и они не застрахованы от них. В 1939 году Гарольд Николсон (Harold Nicolson), британский дипломат и историк, опубликовал книгу «Дипломатия» (Diplomacy), ныне считающуюся классической работой такого рода. Николсон отметил, что несмотря на то, что дипломаты общаются, используя некий общепринятый международный код (специальные фразы, выражения и слова), тем не менее даже они не застрахованы от того, что иностранные коллеги поймут их неверно. Николсон опубликовал свою работу, когда в мире доминировала европейская дипломатия, а жители Европы, как правило, знали языки стран-соседей. После того, как произошёл крах колониальной системы, и на международную арену вышли сотни новых государств из Азии и Африки, проблема взаимного непонимания заметно усугубилась.

Примером разночтений могут быть даже базовые международные соглашения. Крис Браун (Chris Brown), автор исследования «Глобализация мировой политики» (The Globalisation of World Politics) упоминает, например, Универсальную Декларацию Прав Человека, принятую ООН в 1948 году. Эта декларация стала наиболее важным документом международного законодательства. Однако представители многих культур поныне воспринимают Декларацию Прав Человека как проявление западного культурного империализма. СССР и иные страны социалистического лагеря в своё время критиковали Декларацию за то, что она не уделяет внимания экономическим правам трудящихся. Некоторые азиатские страны считают, что Декларация противоречит конфуцианским принципам, ставящим во главу угла семью или группу, а не отдельную личность (именно поэтому Китай не принимает претензий Запада о нарушениях гражданских прав своего населения). В свою очередь, исламские государства выражают недовольство тем, что Декларация уравнивает мужчин и женщин, а также апеллирует к религиозной свободе.

Рэймонд Кохен (Raymond Cohen), автор книги «Переговоры вокруг культур» (Negotiations Across Cultures), приводит показательный пример такого рода. В 1938 году в Вашингтоне скончался бывший посол Японии в США. Президент США Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt), неоднократно встречавшийся с покойным и испытывавший к нему чувство глубокой симпатии, распорядился выделить крейсер для немедленной доставки тела дипломата на родину. С точки зрения американцев и европейцев действия Рузвельта были совершенно понятны, однако в Японии, где существует особая традиция прощания с усопшими, этот шаг вызвал возмущение. Японцы не могли понять, почему тело дипломата отправляют в Японию без проведения на месте его кончины сложных церемоний, призванных продемонстрировать уважение Соединённых Штатов к нему и его стране. Кризис на этом не закончился. После того, как крейсер прибыл в Японию, один из японских предпринимателей подарил капитану корабля несколько дорогих жемчужин. Капитан отказался принять этот подарок, поскольку в США его действия могли быть восприняты, как получение взятки. Японцы вновь почувствовали себя оскорблёнными, поскольку подарки, призванные символизировать акт дружбы, отвергать можно лишь в том случае, если с дарителем собираются разорвать отношения. В ту пору, отношения между Японией и США были весьма напряжены — как известно, три года спустя японская авиация и флот атаковали базу ВМФ США в Пёрл-Харборе. Стремясь смягчить инцидент, Япония организовала мероприятия, призванные показать американским морякам (и Белому Дому), что Токио стремится к миру с США. Экипаж крейсера участвовал в пафосных манифестациях, парадах, спортивных состязаниях, концертах, на которых звучали здравницы в честь нерушимой дружбы США и Японии. Но американские дипломаты восприняли эти действия японской стороны лишь как попытку пустить пыль в глаза, поскольку никаких конкретных предложений о разрешении существовавших на тот момент разногласий японский МИД не предоставил.

Аналогичные проблемы возникали и в отношениях между иными государствами. В начале 1977 года японский дипломат Хироши Кимура опубликовал статью, в которой проанализировал свой опыт участия в советско-японских переговорах, проходивших в Москве. Он отметил, что советские представители неверно воспринимали японскую традицию оказывать повышенный почёт хозяину дома (в данной ситуации МИДу СССР) — Москва восприняла японскую вежливость и предупредительность, как готовность к уступкам. Кроме того, в процессе переговоров советские представители пытались всемерно продемонстрировать своё превосходство, что вызывало у японских делегатов возмущение. Японская традиция уделяет мало внимания количеству произнесённых слов — японцы больше внимания обращают на тон, которыми словами были произнесены, и на наличие новых идей. Поэтому японцы, как правило, были весьма молчаливы, а советские дипломаты «заполняли вакуум», произнося длинные речи, что также вызывало у японцев отторжение.

В 1989 году американский дипломат Рэймонд Смит (Raymond Smith) опубликовал книгу «Переговоры с Советами» (Negotiating with the Soviets), в котором собрал опыт своих коллег, участвовавших в различных американо-советских переговорах. По мнению Смита, советские дипломаты всегда руководствовались тремя принципами: страхом перед руководством, стремлением избежать риска и стремлением всегда и во всем демонстрировать своё доминирование. Эти принципы вступали в противоречие с понятиями американских дипломатов о процессе переговоров, что приводило к долгим и часто бесплодным обсуждениям.

В ряде случаев стереотипы, бытовавшие в том или ином обществе, оказывали влияние на дипломатические формулы и концепции. Чаще всего подобным образом те или иные государства пытались «сохранить лицо». Американский исследователь Уильям Барндс (William Barnds) привёл весьма показательный пример Индии. В начале 1970-х годов эта страна столкнулась с голодом и нуждалась в международной помощи. Однако идеология правящих кругов Индии была основана, прежде всего, на обострённом чувстве независимости. Поэтому индийские дипломаты придумали следующую формулу «Индия помощи не просит, но если её предлагают, мы её можем принять». В результате, американские корабли доставили в индийские порты зерно, а премьер-министр Индии Индира Ганди послала приветственную телеграмму Хо Ши-Мину, лидеру Северного Вьетнама, который в тот момент находился в состоянии войны с США. Белый Дом пришёл в ярость, однако этот шаг индусов был вполне логичен: они демонстрировали, что не меняют своих принципов на продовольствие.

История дипломатии полна примеров того, как незнание истории и культуры иного народа приводило или потенциально могло привести к печальным последствиям. К примеру, в 1970-е годы, в разгар «торговой войны» между США и Японией, США требовали, чтобы Токио ревальвировало йену на 17%. Японский представитель заявил, что подобное предложение невозможно принять, поскольку четыре десятилетия тому назад члены японского правительства, принявшие аналогичное (17 процентное) решение, были вынуждены покончить жизнь самоубийством, чтобы избежать позора. Однако Япония быстро согласилась на ревальвацию в размере 16,9%. Об этом сообщил американский историк Роберт Энджел (Robert Angel). В другом случае, организаторы встречи президентов США и Мексики предложили организовать традиционное для Соединённых Штатов «техасское барбекю» — реализацию этой идеи вовремя сумели предотвратить сотрудники американского посольства в Мехико. Дело в том, что мексиканцы до сих пор не могут простить США отторжение Техаса, произошедшее в XIX веке, и неизбежно были бы оскорблены.

История международных отношений также знает примеры того, как политики и дипломаты, нашедшие в себе силы отказаться от господствовавших в их странах воззрений, добивались серьёзных успехов. В 1972 году президент США Ричард Никсон (Richard Nixon) первым из американских президентов посетил Китай и провёл переговоры с Мао Цзедуном. Это стало началом активного развития американо-китайских связей. Никсон отказался следовать американской политической традиции не вести переговоров с китайскими коммунистами, а Мао сделал аналогичный шаг в отношении американских империалистов. Кроме того, обе стороны смогли абстрагироваться от двух традиций: американцы традиционно во главу угла ставят проблему и стремятся искать пути её решения, а китайцы ориентируются, прежде всего, на установление персонального контакта с оппонентом.

В 1977 году президент Египта Анвар Садат совершил официальный визит в Израиль, нарушив бойкот, установленный арабскими странами в отношении еврейского государства. Герберт Келман (Herbert Kelman), профессор Гарвардского Университета (Harvard University), специалист в области конфликтологии, считает подлинным достижением Садата то, что в ходе визита он поздоровался за руку с членами израильской делегации. Это было воспринято в Израиле, также с большим подозрениям относившегося к арабским политикам, как знак доверия и дружбы. Результатом стал мирный договор между Израилем и Египтом.

Многие государства затрачивают значительные средства на формирование собственного позитивного имиджа. К примеру, США тратят на эти цели ежегодно до $ 1 млрд, Саудовская Аравия, по различным оценкам — $ 4–5 млрд, Канада — $ 65 млн. (бюджет 2005 года), Нигерия — $ 20 млн. (2005 год). Фактически, эти действия являются борьбой с негативными стереотипами в отношении той или иной страны, бытующими у иных народов.

Об ассоциативных стереотипах

Об этом типе стереотипов вспоминают не особо часто. Между тем ассоциации, рождающиеся в человеческом сознании, практически полностью основываются на различных стереотипах. На то, каким окажется ассоциативное восприятие, влияют устоявшиеся обычаи, традиции, представления из разных областей жизни.

Например, если синоптики в прогнозе сообщают о дожде, то большинство людей одеваются потеплее и не забывают о зонтике. И только единицы подумают не о зонте, а о плаще-дождевике. То есть дождь у подавляющего большинства людей ассоциируется с зонтами.

Или же в качестве примера можно привести праздники. Рождество ассоциируется с нарядной елкой, подарками, распродажами и прочим. Это и есть ассоциативный стереотип.

Исконно русский вопрос

Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы — два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.

Драматизм внутриличностного противоречия — активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности — вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?

Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?

Естественно, что самый первый шаг — это осознание проблемы. Второй — создание новой модели мира. Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.

И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг — принятие себя новой, на пока еще старой карте мира. Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире

Ссылка на основную публикацию
Похожее