Многие склонные считать, что уверенность и самоуверенность — одно и тоже. Естественно, что эти понятия сильно различаются. Так чем отличается самоуверенность от уверенности?
Все просто — первое не имеет реальной подоплеки и является бравадой, тогда как второе присуще людям, которые знают свои возможности и понимают свои возможности. Более того, от самоуверенности недалеко до самонадеянности, когда человек неспособен правильно рассчитать свои силы, из-за чего он может попасть в неприятную историю.
Уверенность и самоуверенность, в чем разница
Если начать более глубоко вникать в эти понятия, то можно разобраться, отличается ли самоуверенность от уверенности и чем именно. Достаточно легко выяснить, что самоуверенный человек обычно не уверен в себе, он полностью уверен в собственной непогрешимости и считает, что именно он способен сделать все правильно и без ошибок. Помимо этого, под самоуверенностью часто прячут различные комплексы, дополнительно скрывая их под агрессивностью, высокомерием и эгоизмом. Обычно самоуверенность является результатом плохого воспитания, и индивид таким образом пытается скрыть свои наихудшие качества, такие как обидчивость, пассивность и злость.
Статьи по теме
- Что значит роковая женщина и чем она отличается от стервы 24.06.2021
- Типы женщин в психологии 24.06.2021
- Истероидный тип личности женщины: особенности общения 16.06.2021
- Кто сейчас самая богатая женщина в мире? 09.06.2021
Самоуверенный человек стремится доминировать над другими, показывая свою силу и власть. Он нередко не имеет доказательств своих слов, однако упрямо продолжает вступать в спор, чтобы доказать свое преимущество.
Психологи считают, что самоуверенность — отдельный разум, который лучше всех все знает, во всем разбирается и понимает абсолютно любые предметы.
Чем отличается уверенность от самоуверенности? Просто уверенный в себе человек не ищет всего этого. Он не старается доказать кому-либо свою правоту, он четко знает свои возможности и не стремится никому ничего доказать, что и является главным отличием.
Истинная уверенность исключает лицемерие и высокомерие.
Уверенный в себе человек способен отстаивать свое мнение даже перед большой аудиторией и способен настаивать на своем. При этом он может адекватно реагировать на поступающую критику или замечания.
Для понимания различий можно привести простой пример. Самоуверенный человек может рассказать всем своим знакомым о том, какую хорошую и интересную книгу он собирается написать. Однако он так и не сделает этого. Уверенный в себе просто напишет и издаст книгу, после чего станет рассказывать об этом друзьям.
Уверенность в себе или самоуверенность?
митр. Лимасольский Афанасий
Грешно ли быть уверенным в себе и верить в себя, то есть считать, что можешь самостоятельно справиться с любой ситуацией, возникающей на жизненном пути? И чем отличается разумная уверенность в себе от эгоистичной самоуверенности?
На эти вопросы ответить не так-то просто, потому что это тонкая проблема, которую каждый переживает по-своему. Что здесь можно сказать? Совсем не обязательно, что человек, действительно желающий изменить свою жизнь, имеет эгоистичную самоуверенность. Христианин, как правило, говорит, что сделает все от него возможное, а Бог поможет.
Вспоминаются монашеские обеты при постриге, когда дающий их обещает соблюдать их, не полагаясь только на себя.
Постригаемого спрашивают:
– Пребудешь ли в подвиге и в обители до последнего вздоха?
Он отвечает:
– Да, с Божией помощью.
– Будешь ли хранить воздержание с предусмотрительностью и благоговением?
– Да, с Божией помощью.
– Ты пришел сюда, чтобы сохранить послушание до самой смерти?
– Да, с Божией помощью.
Итак, человеку задают несколько очень важных вопросов, причем на некоторые из них он не может дать точный ответ сразу же – в силу ограниченности человеческих способностей, а он уверенно отвечает: «Да, я буду делать то, что вы говорите, но только с помощью Бога». При этом личная свобода никем не отменяется, а, следовательно, не отменяется и наша собственная личность. Когда мы говорим о нашем бытии, личности, то имеем в виду, что можем руководить своими силами и волей. Вот я говорю: я желаю сделать то-то и то-то, а Бог пусть поможет мне достигнуть этого. Но если я не достигаю желаемого, то смиряюсь и прошу Господа о прощении, с кротостью и покаянием заполняю ту пустоту, которая создается невозможностью осуществления того, о чем я заявлял.
Все сказанное выше касается, прежде всего, молодых людей, для которых особенно характерна самонадеянность. А когда человек уже взрослый, в годах… Какая уверенность в себе у него может быть? Если ему за 60 или за 70, он уже может начинать со всеми прощаться… После 50 человек начинает готовиться, «паковать свои вещи» – подобно тому, кто возвращается домой из отпуска. Он жил здесь месяц, но отпуск закончился, осталось два или три дня, нужно наконец собираться, складывать вещи, одежду, укладывать их, стирать, убирать в чемодан, быть готовым к тому, чтобы уехать через пару дней.
Вы ведете себя совершенно по-разному – в первый день отпуска, когда знаете, что останетесь в этом месте на месяц или два, и в последние дни. В эти дни все кончено – вам остается только собирать вещи…
Когда человек только в начале какого-либо пути, он должен иметь дерзновение, но и предположение о том, как он приступит к своему делу, как распорядится днями своей жизни, как он вступит в брак, создаст семью, будет продвигаться по карьерной лестнице, брать кредит, строить свой дом… Если он лишен такого взгляда в будущее, отходит в сторону, заявляя: «Я ничего не смогу сделать», то в этом нет ничего хорошего – это нездоровое, болезненное пораженчество, и Бог не хочет, чтобы мы были такими, потому что Бог создал нас царями, а не пораженцами и рабами. Но, конечно, царями мы становимся только после того, как обуздаем наши страсти и грехи, которые делают нас своими рабами. Только тогда духовная свобода претворится в реальность наших решений и дел.
Все, что мы делаем, мы делаем потому, что так хотим: то есть я следую за Христом в своей жизни, потому что хочу следовать за Ним… Итак, я хочу быть христианином, у меня может не получиться, но я хочу этого – в соработничестве с Богом. С Божией помощью и уповая на Его поддержку, я могу. Мне нужно показать свое намерение, и Бог даст мне требуемые силы – как гласит прекрасное изречение из Патерика, которую отцы часто повторяют: «Пусть Бог даст силу вашим намерениям и желаниям».
У нас нет силы, у нас, возможно, многого нет, но главное – у нас есть своя воля. «Да, я хочу это сделать, я хочу быть христианином, я хочу следовать Евангелию, я хочу держать свое слово и свое обещание Богу. Смогу ли я? Не знаю, но знаю, что хочу этого. Так что если я проявлю свою волю, то Бог даст мне силы, и моя свобода и Божия сила будут работать вместе ради блага меня, как человека, на пути к совершенству».
Так разрешается вопрос: «У меня уверенность в себе или эгоистичная самоуверенность?» Наличие или отсутствие эгоизма становится явным благодаря совсем другому.
Иногда человек должен оказать сопротивление. Он должен быть настойчивым в том, что есть его.
Многие будут говорить вам: «Вы упрямы, вы следуете только своей воле». Так что же? Что, если так? Разве я должен быть как тростинка, которую ветер качает туда-сюда? Неужто вы думаете, что если скомандуете: «Эй! Иди сюда!», то я тотчас и побегу?
Нужно иметь твердость говорить: «Нет, я не пойду в это место; это не по мне, у меня нет желания идти туда, а вы можете идти… Вы можете делать, что хотите, я уважаю вашу свободу, я не могу ей мешать, но я, безусловно, не считаю обязательным для своей свободы делать то, чего не хочу. Это все».
Как все мы знаем из собственного опыта, человек должен иногда быть настолько тверд, настолько непоколебим в своих убеждениях, что даже если все его окружение будет давить на него или угрожать, тем не менее он ответит: «Я не откажусь от своей точки зрения, а вы можете делать все, что хотите!»
Человеку не нужно разрушать себя, он не должен действовать так, чтобы всегда и во всем уступать якобы из смирения. Такая позиция не имеет отношения к смирению, потому что подлинное смирение не обезглавливает человека. Смирение делает нас совершеннее; смирение предоставляет нам свободу выбора в понимании того, где мы должны устоять, а где нет; где должны сказать «нет
» и остаться на месте, а где – полностью подчиниться другому человеку – безусловно.
Так что нельзя думать, будто бы нам не пристало хотеть что-то изменить в своей жизни, иметь мечту – особенно в молодости – например, стать врачом или кем-то еще. Кто-то скажет вам, что это невозможно, – ну и что? Я должен перестать хотеть? Разумеется, невозможно не иметь желаний – только мертвый ничего не хочет. Даже великие святые имели большие желания… Какие же? Исполнить Божию волю. И хотя святые обычно по смирению уступали, но, когда дело касалось Божией воли, они оставались непреклонными. Они были непоколебимы, так что даже если бы весь мир обрушился на них, они не изменили бы своего положения.
Вспомним, что говорил святой Косма Этолийский: «Когда ты видишь турок и они требуют серебро, позволь им взять серебро; они захотят земли – отдай им поля; разреши им взять все – и не сопротивляйся. Только не отдавай туркам свою душу». В этом ты должен оставаться непоколебимым. Ты должен выучить, что значит «нет
», и ответить всему, что посягает на твою душу: «Нет». К сожалению, в наши дни многие подростки говорят: «…но это же мои друзья – что я могу сделать? Это моя компания – как я могу сказать им “нет”? Разве могу я разочаровать их и пойти против?»
Здесь не может быть двух мнений. Есть определенные границы в наших отношениях с людьми. Как гласит пословица: ты же не позволяешь кому угодно ложиться в твою постель? Да, он может войти в твою гостиную, даже пройти на кухню, но ему не дозволен доступ в твои личные покои. Незнакомцы просто не могут туда войти. Есть определенные пределы, и мы говорим: «Нет, сюда вы не можете войти».
Нам необходимо научиться обозначать эти пределы. И, как мы уже говорили, истинное смирение дарит человеку личность – чрезвычайно сильную, но ни для кого не опасную. Она никому не вредит, как и Сам Бог, Который управляет миром, никому не нанося ущерба.
Бог дал нам свободу делать все, что мы хотим. У нас есть свобода отвергать Его, оскорблять Его… Он дал нам эту свободу, потому что у Него нет чувства незащищенности. У смиренного человека тоже нет чувства незащищенности, он не склонен к подозрительности или слабости; он позволяет другим поступать, как те хотят, но сам остается непоколебимым в своих решениях. Он уверен, но никому не мешает.
Эгоистичная самоуверенность есть в том случае, когда человек говорит: «Я могу делать все сам и ни в ком не нуждаюсь». Но не в том случае, когда вы говорите: «С Божией помощью, я сделаю; я попытаюсь это сделать, и я молю Бога, чтобы Он помог мне…»
Например, вы говорите: «Я хотел сдать эти экзамены; я сделал все возможное, я учился, я во всем поступал так, как было нужно, но я не сдал». Это то, что обнаруживает вашу внутреннюю сущность как духовно здоровую. Да, вы чувствуете разочарование – по-человечески, но вы не будете ощущать уныния или отчаяния и бросать все. Вы говорите себе: «Ладно, я принимаю эту неудачу, я рассматриваю неудачу как возможный результат. Это меня не пугает, это не вызывает у меня паники. Неудача не раздавит меня. Это допустимо – столкнуться с неудачей, ведь она не всегда имеет отрицательные последствия… Я человек, я ограничен в своих возможностях, я не идеален, не всемогущ, я не могу добиться всего…»
Вот почему, даже когда святые грешили, у них были силы подняться вновь с простотой и здоровым отношением; если они грешили, то каялись из самой глубины своего сердца, и так до самой смерти, но они никогда не поддавались чувству угнетения и депрессии. Мы же, когда внутри нас есть грех, начинаем заниматься мучительным самокопанием и терзанием, как будто согрешить есть что-то странное для нас… Неужто вы и впрямь считаете себя настолько важным и непогрешимым, что рассчитывали никогда не ошибаться и не в чем не погрешить?
Грех и ошибка рядом с нами в любую минуту; они «замешаны» в нас. Это обычное для нашего состояния дело, и поэтому даже скромный человек должен быть благоразумным. Он скажет себе: «Эй, я должен быть осторожным и не подвергать себя опасности». Смиренный человек будет действовать осмотрительно, в то время как надменный скажет, что нет проблем, а потом – бац! – падает…
Жить во Христе не значит, что вы спокойно можете «проспать» всю свою жизнь, и все будет идти гладко, без всяких забот. Нет. Жизнь во Христе проходит в серьезной борьбе; вы должны заплатить за свою свободу кровью. Слова «Я буду следовать за Христом» исполнить не так-то просто, и в этом нет ничего странного. Жизнь во Христе требует многого, иногда очень многого. Чтобы обрести такую жизнь, необходимо приложить к этому все свои силы… Иными словами, вы не сидите, сложа руки и ожидая от судьбы, что она подаст вам все, что пожелаете. Вы боретесь. Жизнь во Христе – это борьба.
перевела с английского Ангелина Леонова 5 мая 2011 г.
Православие.ru
Чем отличается самоуверенность и уверенность, учимся распознавать
Слишком самоуверенным людям свойственны:
- отказ исправлять ошибки, или же вообще замечать их;
- самонадеянность;
- высокомерное отношение к окружающим и регулярное напоминание им о том, в чем человек лучше, чем они;
- неосмысленные действия (сначала сделать, потом подумать).
Стоит понимать, что иногда самоуверенность может быть плюсом. Как правило, такое поведение необходимо начальникам. Этим они удерживают в руках подчиненных, не позволяя им оспаривать свой авторитет. Более того, самоуверенность позволяет не сомневаться в своих силах. Также помогает не останавливаться на достигнутом, продолжая совершенствование. Люди, которые страдают от заниженной самооценки не способны вести настолько полноценную жизнь.
Самоуверенность основана на любви к себе, тогда как источником уверенности является уважение к себе. Поэтому вторым отдают предпочтение при приеме на работу, например.
Излишне самоуверенный человек
Многочисленные исследования в области психологии показали, что причиной многих неудач может быть чрезмерная самоуверенность.
К отрицательным сторонам этого качества личности относят:
- неосмысленные действия (самоуверенный человек сначала делает, а потом думает);
- невозможность замечать и исправлять свои ошибки;
- завышенная оценка своих способностей;
- высокомерное отношение к людям (самоуверенный человек считает себя лучше окружающих);
- эгоизм.
Иногда избыток самоуверенности выступает со знаком плюс. Такое качество пригодится тем, кто занимает высокую должность. Оно заставляет человека поверить в собственные силы и не останавливаться на достигнутом. К тому же самоуверенная личность всегда уверена в положительном исходе ситуации и никогда не опускает руки. Психологи утверждают, что люди с избытком самоуверенности живут более полноценной жизнью, чем люди с заниженной самооценкой.
Как вести себя с самоуверенным человеком
Каждый наверняка встречался с самоуверенным и чрезвычайно наглым человеком. Обычно он сразу идет на конфликт при малейшей возможности.
Чтобы выйти из конфликта, достаточно следовать этим правилам:
- Не нужно отвечать грубостью на грубость.
- Достаточно просто игнорировать собеседника и конфликт сам сойдет на нет.
- Важно не показывать своей реакции на провокации. Ответы на обидные фразы должны быть максимально нейтральными.
- Не следует принимать все сказанное оппонентом за чистую правду.
Для подобных людей, такая показная самоуверенность выступает в качестве защитной оболочки. Благодаря ей они контактируют с окружающим миром.
Значение слова самоуверенность
Примеры употребления слова самоуверенность в литературе.
Одному я только удивляюсь, Африкан Семеныч, какая у вас самоуверенность в суждениях: точно вы никогда ошибиться не можете.
Вот здесь и подстерегают экипаж чисто человеческие слабости: просто ошибки, ошибки нерешительности, самоуверенности, беспечности, бездумности, просто глупости.
За спиной профессора стояли сотрудники его факультета, и мне показалось, что к нему вернулась часть былой самоуверенности и бравады, хотя и не полностью.
Самоуверенность Вельхаузена канула в Лету, ничто уже не застраховано от критики — даже датировка Книги Второзакония.
Молча впился в него немигающими глазами Воейков, помертвевший, сразу утративший повелительную свою осанку и самоуверенность.
Может быть, даже и не страх, а растерянность, которая была бы, наверное, незаметна в ком-нибудь еще, но у Гереро, со всей его самоуверенностью, агрессивностью, властностью, ее нельзя было не заметить.
Я поймал себя на мысли, что испытываю определенное удовольствие, мстя Гереро за его самоуверенность.
Ценители искусства, знатоки или невежды, — кто из зависти, кто из самоуверенности, свойственной критикам, кто из предрассудка, — раз и навсегда относят художников к определенным категориям: к пейзажистам, портретистам, баталистам, маринистам или жанристам, сковывают их творчество, предписывая им коснеть в одной и той же области, подходя к ним с тем же предвзятым мнением, с каким подходит свет к писателям, к государственным деятелям, ко всем, кто начинает с какой-нибудь специальности, прежде чем прослывет широкоодаренной натурой.
И при всей своей самоуверенности, своем таланте и интеллекте потерпел поражение, ибо недооценил врага, как первый кроманьонец недооценивал неандертальца — до поры до времени.
Затем он с чрезмерной самоуверенностью, — и как вскоре выяснилось, поспешностью, — перекинулся в дымчатую лазоревку, вспорхнул и весело уселся на одну из ветвей мадам Мим.
Чем больше он неистовствовал, тем больше успокаивался Мальбейер, тем больше обретал самоуверенность и наглость — не внутреннюю, не ту, что была с ним всегда и только прикрывалась рогожкой лебезения, а и внешнюю тоже, замешанную на доброй улыбке, но нахрапистую, прорисованную в каждой черточке лица, в каждом изгибе тела, в каждом движении.
Он задумался, поставил кружку с остывшим кофе на пол и привычно увидел наркозное корыто с вызревающей маткой-Маней, неохотно двигающей мускулатурой и отростками и демонстрирующей удивительную самоуверенность, словно породистый щенок.
Он говорил однотонно, неоспоримо, как говорят независимые люди, убежденные в своей силе, не сомневаясь, что их правильно поймут, и в самоуверенности его был опыт потертого обо все острые жизненные углы человека, готового не осложнять положение при взаимных условиях.
Незнакомец был строен станом, едва вышел из детского возраста и носил одежду пажа, но в его лице и манерах сквозило столько аристократической самоуверенности и даже надменности, что Драйфсдейл принял бы его за особу самого высокого ранга, если бы опыт не подсказывал ему, что часто подобную высокомерную осанку перенимают от шотландских вельмож их слуги и латники.
Он думал только о Пепе и отмахивался от увещеваний Мигеля, отгородившись от всего беззаботной самоуверенностью.
Источник: библиотека Максима Мошкова