Россия, Волгоград, Авиаторская улица
Телефон:
+7 (937) 736-19- Показать номер
Пн-пт: 09:00—19:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Чем отличается самоуверенность от уверенности

Многие склонные считать, что уверенность и самоуверенность — одно и тоже. Естественно, что эти понятия сильно различаются. Так чем отличается самоуверенность от уверенности?

Все просто — первое не имеет реальной подоплеки и является бравадой, тогда как второе присуще людям, которые знают свои возможности и понимают свои возможности. Более того, от самоуверенности недалеко до самонадеянности, когда человек неспособен правильно рассчитать свои силы, из-за чего он может попасть в неприятную историю.

чем отличается самоуверенность от уверенности

Уверенность и самоуверенность, в чем разница

Если начать более глубоко вникать в эти понятия, то можно разобраться, отличается ли самоуверенность от уверенности и чем именно. Достаточно легко выяснить, что самоуверенный человек обычно не уверен в себе, он полностью уверен в собственной непогрешимости и считает, что именно он способен сделать все правильно и без ошибок. Помимо этого, под самоуверенностью часто прячут различные комплексы, дополнительно скрывая их под агрессивностью, высокомерием и эгоизмом. Обычно самоуверенность является результатом плохого воспитания, и индивид таким образом пытается скрыть свои наихудшие качества, такие как обидчивость, пассивность и злость.
Статьи по теме

  • Что значит роковая женщина и чем она отличается от стервы 24.06.2021
  • Типы женщин в психологии 24.06.2021
  • Истероидный тип личности женщины: особенности общения 16.06.2021
  • Кто сейчас самая богатая женщина в мире? 09.06.2021

Самоуверенный человек стремится доминировать над другими, показывая свою силу и власть. Он нередко не имеет доказательств своих слов, однако упрямо продолжает вступать в спор, чтобы доказать свое преимущество.

Психологи считают, что самоуверенность — отдельный разум, который лучше всех все знает, во всем разбирается и понимает абсолютно любые предметы.

Чем отличается уверенность от самоуверенности? Просто уверенный в себе человек не ищет всего этого. Он не старается доказать кому-либо свою правоту, он четко знает свои возможности и не стремится никому ничего доказать, что и является главным отличием.

Истинная уверенность исключает лицемерие и высокомерие.

Уверенный в себе человек способен отстаивать свое мнение даже перед большой аудиторией и способен настаивать на своем. При этом он может адекватно реагировать на поступающую критику или замечания.

Для понимания различий можно привести простой пример. Самоуверенный человек может рассказать всем своим знакомым о том, какую хорошую и интересную книгу он собирается написать. Однако он так и не сделает этого. Уверенный в себе просто напишет и издаст книгу, после чего станет рассказывать об этом друзьям.

Уверенность в себе или самоуверенность?

митр. Лима­соль­ский Афа­на­сий

Грешно ли быть уве­рен­ным в себе и верить в себя, то есть счи­тать, что можешь само­сто­я­тельно спра­виться с любой ситу­а­цией, воз­ни­ка­ю­щей на жиз­нен­ном пути? И чем отли­ча­ется разум­ная уве­рен­ность в себе от эго­и­стич­ной само­уве­рен­но­сти?

На эти вопросы отве­тить не так-то просто, потому что это тонкая про­блема, кото­рую каждый пере­жи­вает по-своему. Что здесь можно ска­зать? Совсем не обя­за­тельно, что чело­век, дей­стви­тельно жела­ю­щий изме­нить свою жизнь, имеет эго­и­стич­ную само­уве­рен­ность. Хри­сти­а­нин, как пра­вило, гово­рит, что сде­лает все от него воз­мож­ное, а Бог помо­жет.

Вспо­ми­на­ются мона­ше­ские обеты при постриге, когда дающий их обе­щает соблю­дать их, не пола­га­ясь только на себя.

Постри­га­е­мого спра­ши­вают:

– Пре­бу­дешь ли в подвиге и в оби­тели до послед­него вздоха?

Он отве­чает:

– Да, с Божией помо­щью.

– Будешь ли хра­нить воз­дер­жа­ние с преду­смот­ри­тель­но­стью и бла­го­го­ве­нием?

– Да, с Божией помо­щью.

– Ты пришел сюда, чтобы сохра­нить послу­ша­ние до самой смерти?

– Да, с Божией помо­щью.

Итак, чело­веку задают несколько очень важных вопро­сов, причем на неко­то­рые из них он не может дать точный ответ сразу же – в силу огра­ни­чен­но­сти чело­ве­че­ских спо­соб­но­стей, а он уве­ренно отве­чает: «Да, я буду делать то, что вы гово­рите, но только с помо­щью Бога». При этом личная сво­бода никем не отме­ня­ется, а, сле­до­ва­тельно, не отме­ня­ется и наша соб­ствен­ная лич­ность. Когда мы гово­рим о нашем бытии, лич­но­сти, то имеем в виду, что можем руко­во­дить своими силами и волей. Вот я говорю: я желаю сде­лать то-то и то-то, а Бог пусть помо­жет мне достиг­нуть этого. Но если я не дости­гаю жела­е­мого, то сми­ря­юсь и прошу Гос­пода о про­ще­нии, с кро­то­стью и пока­я­нием запол­няю ту пустоту, кото­рая созда­ется невоз­мож­но­стью осу­ществ­ле­ния того, о чем я заяв­лял.

Все ска­зан­ное выше каса­ется, прежде всего, моло­дых людей, для кото­рых осо­бенно харак­терна само­на­де­ян­ность. А когда чело­век уже взрос­лый, в годах… Какая уве­рен­ность в себе у него может быть? Если ему за 60 или за 70, он уже может начи­нать со всеми про­щаться… После 50 чело­век начи­нает гото­виться, «пако­вать свои вещи» – подобно тому, кто воз­вра­ща­ется домой из отпуска. Он жил здесь месяц, но отпуск закон­чился, оста­лось два или три дня, нужно нако­нец соби­раться, скла­ды­вать вещи, одежду, укла­ды­вать их, сти­рать, уби­рать в чемо­дан, быть гото­вым к тому, чтобы уехать через пару дней.

Вы ведете себя совер­шенно по-раз­ному – в первый день отпуска, когда знаете, что оста­не­тесь в этом месте на месяц или два, и в послед­ние дни. В эти дни все кон­чено – вам оста­ется только соби­рать вещи…

Когда чело­век только в начале какого-либо пути, он должен иметь дерз­но­ве­ние, но и пред­по­ло­же­ние о том, как он при­сту­пит к своему делу, как рас­по­ря­дится днями своей жизни, как он всту­пит в брак, создаст семью, будет про­дви­гаться по карьер­ной лест­нице, брать кредит, стро­ить свой дом… Если он лишен такого взгляда в буду­щее, отхо­дит в сто­рону, заяв­ляя: «Я ничего не смогу сде­лать», то в этом нет ничего хоро­шего – это нездо­ро­вое, болез­нен­ное пора­жен­че­ство, и Бог не хочет, чтобы мы были такими, потому что Бог создал нас царями, а не пора­жен­цами и рабами. Но, конечно, царями мы ста­но­вимся только после того, как обуз­даем наши стра­сти и грехи, кото­рые делают нас своими рабами. Только тогда духов­ная сво­бода пре­тво­рится в реаль­ность наших реше­ний и дел.

Все, что мы делаем, мы делаем потому, что так хотим: то есть я следую за Хри­стом в своей жизни, потому что хочу сле­до­вать за Ним… Итак, я хочу быть хри­сти­а­ни­ном, у меня может не полу­читься, но я хочу этого – в сора­бот­ни­че­стве с Богом. С Божией помо­щью и уповая на Его под­держку, я могу. Мне нужно пока­зать свое наме­ре­ние, и Бог даст мне тре­бу­е­мые силы – как гласит пре­крас­ное изре­че­ние из Пате­рика, кото­рую отцы часто повто­ряют: «Пусть Бог даст силу вашим наме­ре­ниям и жела­ниям».

У нас нет силы, у нас, воз­можно, мно­гого нет, но глав­ное – у нас есть своя воля. «Да, я хочу это сде­лать, я хочу быть хри­сти­а­ни­ном, я хочу сле­до­вать Еван­ге­лию, я хочу дер­жать свое слово и свое обе­ща­ние Богу. Смогу ли я? Не знаю, но знаю, что хочу этого. Так что если я про­явлю свою волю, то Бог даст мне силы, и моя сво­бода и Божия сила будут рабо­тать вместе ради блага меня, как чело­века, на пути к совер­шен­ству».

Так раз­ре­ша­ется вопрос: «У меня уве­рен­ность в себе или эго­и­стич­ная само­уве­рен­ность?» Нали­чие или отсут­ствие эго­изма ста­но­вится явным бла­го­даря совсем дру­гому.

Иногда чело­век должен ока­зать сопро­тив­ле­ние. Он должен быть настой­чи­вым в том, что есть его.

Многие будут гово­рить вам: «Вы упрямы, вы сле­ду­ете только своей воле». Так что же? Что, если так? Разве я должен быть как тро­стинка, кото­рую ветер качает туда-сюда? Неужто вы дума­ете, что если ско­ман­ду­ете: «Эй! Иди сюда!», то я тотчас и побегу?

Нужно иметь твер­дость гово­рить: «Нет, я не пойду в это место; это не по мне, у меня нет жела­ния идти туда, а вы можете идти… Вы можете делать, что хотите, я уважаю вашу сво­боду, я не могу ей мешать, но я, без­условно, не считаю обя­за­тель­ным для своей сво­боды делать то, чего не хочу. Это все».

Как все мы знаем из соб­ствен­ного опыта, чело­век должен иногда быть настолько тверд, настолько непо­ко­ле­бим в своих убеж­де­ниях, что даже если все его окру­же­ние будет давить на него или угро­жать, тем не менее он отве­тит: «Я не отка­жусь от своей точки зрения, а вы можете делать все, что хотите!»

Чело­веку не нужно раз­ру­шать себя, он не должен дей­ство­вать так, чтобы всегда и во всем усту­пать якобы из сми­ре­ния. Такая пози­ция не имеет отно­ше­ния к сми­ре­нию, потому что под­лин­ное сми­ре­ние не обез­глав­ли­вает чело­века. Сми­ре­ние делает нас совер­шен­нее; сми­ре­ние предо­став­ляет нам сво­боду выбора в пони­ма­нии того, где мы должны усто­ять, а где нет; где должны ска­зать «нет

» и остаться на месте, а где – пол­но­стью под­чи­ниться дру­гому чело­веку – без­условно.

Так что нельзя думать, будто бы нам не при­стало хотеть что-то изме­нить в своей жизни, иметь мечту – осо­бенно в моло­до­сти – напри­мер, стать врачом или кем-то еще. Кто-то скажет вам, что это невоз­можно, – ну и что? Я должен пере­стать хотеть? Разу­ме­ется, невоз­можно не иметь жела­ний – только мерт­вый ничего не хочет. Даже вели­кие святые имели боль­шие жела­ния… Какие же? Испол­нить Божию волю. И хотя святые обычно по сми­ре­нию усту­пали, но, когда дело каса­лось Божией воли, они оста­ва­лись непре­клон­ными. Они были непо­ко­ле­бимы, так что даже если бы весь мир обру­шился на них, они не изме­нили бы своего поло­же­ния.

Вспом­ним, что гово­рил святой Косма Это­лий­ский: «Когда ты видишь турок и они тре­буют серебро, поз­воль им взять серебро; они захо­тят земли – отдай им поля; раз­реши им взять все – и не сопро­тив­ляйся. Только не отда­вай туркам свою душу». В этом ты должен оста­ваться непо­ко­ле­би­мым. Ты должен выучить, что значит «нет

», и отве­тить всему, что пося­гает на твою душу: «Нет». К сожа­ле­нию, в наши дни многие под­ростки гово­рят: «…но это же мои друзья – что я могу сде­лать? Это моя ком­па­ния – как я могу ска­зать им “нет”? Разве могу я разо­ча­ро­вать их и пойти против?»

Здесь не может быть двух мнений. Есть опре­де­лен­ные гра­ницы в наших отно­ше­ниях с людьми. Как гласит посло­вица: ты же не поз­во­ля­ешь кому угодно ложиться в твою постель? Да, он может войти в твою гости­ную, даже пройти на кухню, но ему не доз­во­лен доступ в твои личные покои. Незна­комцы просто не могут туда войти. Есть опре­де­лен­ные пре­делы, и мы гово­рим: «Нет, сюда вы не можете войти».

Нам необ­хо­димо научиться обо­зна­чать эти пре­делы. И, как мы уже гово­рили, истин­ное сми­ре­ние дарит чело­веку лич­ность – чрез­вы­чайно силь­ную, но ни для кого не опас­ную. Она никому не вредит, как и Сам Бог, Кото­рый управ­ляет миром, никому не нанося ущерба.

Бог дал нам сво­боду делать все, что мы хотим. У нас есть сво­бода отвер­гать Его, оскорб­лять Его… Он дал нам эту сво­боду, потому что у Него нет чув­ства неза­щи­щен­но­сти. У сми­рен­ного чело­века тоже нет чув­ства неза­щи­щен­но­сти, он не скло­нен к подо­зри­тель­но­сти или сла­бо­сти; он поз­во­ляет другим посту­пать, как те хотят, но сам оста­ется непо­ко­ле­би­мым в своих реше­ниях. Он уверен, но никому не мешает.

Эго­и­стич­ная само­уве­рен­ность есть в том случае, когда чело­век гово­рит: «Я могу делать все сам и ни в ком не нуж­да­юсь». Но не в том случае, когда вы гово­рите: «С Божией помо­щью, я сделаю; я попы­та­юсь это сде­лать, и я молю Бога, чтобы Он помог мне…»

Напри­мер, вы гово­рите: «Я хотел сдать эти экза­мены; я сделал все воз­мож­ное, я учился, я во всем посту­пал так, как было нужно, но я не сдал». Это то, что обна­ру­жи­вает вашу внут­рен­нюю сущ­ность как духовно здо­ро­вую. Да, вы чув­ству­ете разо­ча­ро­ва­ние – по-чело­ве­че­ски, но вы не будете ощу­щать уныния или отча­я­ния и бро­сать все. Вы гово­рите себе: «Ладно, я при­ни­маю эту неудачу, я рас­смат­ри­ваю неудачу как воз­мож­ный резуль­тат. Это меня не пугает, это не вызы­вает у меня паники. Неудача не раз­да­вит меня. Это допу­стимо – столк­нуться с неуда­чей, ведь она не всегда имеет отри­ца­тель­ные послед­ствия… Я чело­век, я огра­ни­чен в своих воз­мож­но­стях, я не иде­а­лен, не все­мо­гущ, я не могу добиться всего…»

Вот почему, даже когда святые гре­шили, у них были силы под­няться вновь с про­сто­той и здо­ро­вым отно­ше­нием; если они гре­шили, то кая­лись из самой глу­бины своего сердца, и так до самой смерти, но они нико­гда не под­да­ва­лись чув­ству угне­те­ния и депрес­сии. Мы же, когда внутри нас есть грех, начи­наем зани­маться мучи­тель­ным само­ко­па­нием и тер­за­нием, как будто согре­шить есть что-то стран­ное для нас… Неужто вы и впрямь счи­та­ете себя настолько важным и непо­гре­ши­мым, что рас­счи­ты­вали нико­гда не оши­баться и не в чем не погре­шить?

Грех и ошибка рядом с нами в любую минуту; они «заме­шаны» в нас. Это обыч­ное для нашего состо­я­ния дело, и поэтому даже скром­ный чело­век должен быть бла­го­ра­зум­ным. Он скажет себе: «Эй, я должен быть осто­рож­ным и не под­вер­гать себя опас­но­сти». Сми­рен­ный чело­век будет дей­ство­вать осмот­ри­тельно, в то время как над­мен­ный скажет, что нет про­блем, а потом – бац! – падает…

Жить во Христе не значит, что вы спо­койно можете «про­спать» всю свою жизнь, и все будет идти гладко, без всяких забот. Нет. Жизнь во Христе про­хо­дит в серьез­ной борьбе; вы должны запла­тить за свою сво­боду кровью. Слова «Я буду сле­до­вать за Хри­стом» испол­нить не так-то просто, и в этом нет ничего стран­ного. Жизнь во Христе тре­бует мно­гого, иногда очень мно­гого. Чтобы обре­сти такую жизнь, необ­хо­димо при­ло­жить к этому все свои силы… Иными сло­вами, вы не сидите, сложа руки и ожидая от судьбы, что она подаст вам все, что поже­ла­ете. Вы боре­тесь. Жизнь во Христе – это борьба.

пере­вела с англий­ского Анге­лина Лео­нова 5 мая 2011 г.

Православие.ru

Чем отличается самоуверенность и уверенность, учимся распознавать

Слишком самоуверенным людям свойственны:

  • отказ исправлять ошибки, или же вообще замечать их;
  • самонадеянность;
  • высокомерное отношение к окружающим и регулярное напоминание им о том, в чем человек лучше, чем они;
  • неосмысленные действия (сначала сделать, потом подумать).

Стоит понимать, что иногда самоуверенность может быть плюсом. Как правило, такое поведение необходимо начальникам. Этим они удерживают в руках подчиненных, не позволяя им оспаривать свой авторитет. Более того, самоуверенность позволяет не сомневаться в своих силах. Также помогает не останавливаться на достигнутом, продолжая совершенствование. Люди, которые страдают от заниженной самооценки не способны вести настолько полноценную жизнь.

Самоуверенность основана на любви к себе, тогда как источником уверенности является уважение к себе. Поэтому вторым отдают предпочтение при приеме на работу, например.

Излишне самоуверенный человек

Многочисленные исследования в области психологии показали, что причиной многих неудач может быть чрезмерная самоуверенность.

К отрицательным сторонам этого качества личности относят:

  • неосмысленные действия (самоуверенный человек сначала делает, а потом думает);
  • невозможность замечать и исправлять свои ошибки;
  • завышенная оценка своих способностей;
  • высокомерное отношение к людям (самоуверенный человек считает себя лучше окружающих);
  • эгоизм.

Иногда избыток самоуверенности выступает со знаком плюс. Такое качество пригодится тем, кто занимает высокую должность. Оно заставляет человека поверить в собственные силы и не останавливаться на достигнутом. К тому же самоуверенная личность всегда уверена в положительном исходе ситуации и никогда не опускает руки. Психологи утверждают, что люди с избытком самоуверенности живут более полноценной жизнью, чем люди с заниженной самооценкой.

Как вести себя с самоуверенным человеком

Каждый наверняка встречался с самоуверенным и чрезвычайно наглым человеком. Обычно он сразу идет на конфликт при малейшей возможности.

Чтобы выйти из конфликта, достаточно следовать этим правилам:

  1. Не нужно отвечать грубостью на грубость.
  2. Достаточно просто игнорировать собеседника и конфликт сам сойдет на нет.
  3. Важно не показывать своей реакции на провокации. Ответы на обидные фразы должны быть максимально нейтральными.
  4. Не следует принимать все сказанное оппонентом за чистую правду.

Для подобных людей, такая показная самоуверенность выступает в качестве защитной оболочки. Благодаря ей они контактируют с окружающим миром.

Значение слова самоуверенность

Примеры употребления слова самоуверенность в литературе.

Одному я только удивляюсь, Африкан Семеныч, какая у вас самоуверенность в суждениях: точно вы никогда ошибиться не можете.
Вот здесь и подстерегают экипаж чисто человеческие слабости: просто ошибки, ошибки нерешительности, самоуверенности, беспечности, бездумности, просто глупости.

За спиной профессора стояли сотрудники его факультета, и мне показалось, что к нему вернулась часть былой самоуверенности и бравады, хотя и не полностью.

Самоуверенность Вельхаузена канула в Лету, ничто уже не застраховано от критики — даже датировка Книги Второзакония.

Молча впился в него немигающими глазами Воейков, помертвевший, сразу утративший повелительную свою осанку и самоуверенность.

Может быть, даже и не страх, а растерянность, которая была бы, наверное, незаметна в ком-нибудь еще, но у Гереро, со всей его самоуверенностью, агрессивностью, властностью, ее нельзя было не заметить.

Я поймал себя на мысли, что испытываю определенное удовольствие, мстя Гереро за его самоуверенность.

Ценители искусства, знатоки или невежды, — кто из зависти, кто из самоуверенности, свойственной критикам, кто из предрассудка, — раз и навсегда относят художников к определенным категориям: к пейзажистам, портретистам, баталистам, маринистам или жанристам, сковывают их творчество, предписывая им коснеть в одной и той же области, подходя к ним с тем же предвзятым мнением, с каким подходит свет к писателям, к государственным деятелям, ко всем, кто начинает с какой-нибудь специальности, прежде чем прослывет широкоодаренной натурой.

И при всей своей самоуверенности, своем таланте и интеллекте потерпел поражение, ибо недооценил врага, как первый кроманьонец недооценивал неандертальца — до поры до времени.

Затем он с чрезмерной самоуверенностью, — и как вскоре выяснилось, поспешностью, — перекинулся в дымчатую лазоревку, вспорхнул и весело уселся на одну из ветвей мадам Мим.

Чем больше он неистовствовал, тем больше успокаивался Мальбейер, тем больше обретал самоуверенность и наглость — не внутреннюю, не ту, что была с ним всегда и только прикрывалась рогожкой лебезения, а и внешнюю тоже, замешанную на доброй улыбке, но нахрапистую, прорисованную в каждой черточке лица, в каждом изгибе тела, в каждом движении.

Он задумался, поставил кружку с остывшим кофе на пол и привычно увидел наркозное корыто с вызревающей маткой-Маней, неохотно двигающей мускулатурой и отростками и демонстрирующей удивительную самоуверенность, словно породистый щенок.

Он говорил однотонно, неоспоримо, как говорят независимые люди, убежденные в своей силе, не сомневаясь, что их правильно поймут, и в самоуверенности его был опыт потертого обо все острые жизненные углы человека, готового не осложнять положение при взаимных условиях.

Незнакомец был строен станом, едва вышел из детского возраста и носил одежду пажа, но в его лице и манерах сквозило столько аристократической самоуверенности и даже надменности, что Драйфсдейл принял бы его за особу самого высокого ранга, если бы опыт не подсказывал ему, что часто подобную высокомерную осанку перенимают от шотландских вельмож их слуги и латники.

Он думал только о Пепе и отмахивался от увещеваний Мигеля, отгородившись от всего беззаботной самоуверенностью.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Ссылка на основную публикацию
Похожее